Многие наверно удивятся, узнав, что полиглоты – это не обязательно талантливые люди, обладающие сверх-способностями или феноменальной памятью. Большинство из них обыкновенные люди и среди них есть такие, которые еще учась в школе, не смогли овладеть даже одним иностранным языком, из-за чего подвергались постоянным насмешкам более способных одноклассников. Но став взрослыми, они попытались понять, почему им не давался язык и как его все-таки выучить. В результате они овладели не одним, а несколькими языками и многие на этом не остановились, а продолжили изучать новые языки.
Конечно, среди полиглотов есть особенно талантливые и одаренные люди, которые владеют 20 -50 языками. Есть даже такие феномены, которые знают более 100 языков.
В чем же секрет полиглотов? Почему они могут выучить так много языков, а, так называемые, обычные люди бьются годами, чтобы выучить хотя бы один?
Оказывается, секрет не в каких-то особых способах или методах изучения, а в подходе и отношении к языку.
Существует сообщество полиглотов мира, которые собираются на ежегодные конференции, где рассказывают истории своего продвижения и делятся своими методами изучения языков. На одной из таких конференций известный полиглот из Словакии Лидия Мачова, которая сама знает 9 языков, сделала обзор их основных методов и рассказала об особом подходе к языку.
Их методы довольно традиционны. Для изучения лексики одни используют карточки, другие пишут списки слов на странице и потом переписывают их до тех пор, пока полностью не запомнят все слова. Третьи ведут обычный словарь, четвертые набирают слова, читая неадаптированные книги, другие запоминают списки слов с помощью интервального повторения или по методу «золотого списка» и т.д. Грамматику так же изучают по моделям из учебников, книг, фильмов, подкастов. Они много слушают те же подкасты, аудиокниги, радио и смотрят фильмы, сериалы, различные видео программы и т.п. Секрет не в методах, а в том, что каждый из них выбирает тот метод, который нравится лично ему.
Второй секрет заключается в том, что они учатся самостоятельно без преподавателя, они берут изучение языка в свои руки. Они говорят, что языку нельзя обучить, его можно только изучить. Почувствуйте разницу. Можно ходить на курсы, заниматься с репетиторами или изучать язык в школе или вузе. Это не вредит делу, это хорошо. Но, кроме этого, надо самому браться за дело и вести себя вперед самостоятельно.
А мы традиционно ждем, что нас научит какая-то тетя, которая придет и все расскажет, объяснит, исправит наши ошибки, похвалит или пожурит. Это наверно самая большая ошибка обыкновенных людей, изучающих языки: мы ждем, что кто-то все сделает за нас.
Но при этом мы всегда боимся сказать что-то на изучаемом языке, потому что думаем, что сейчас сделаем ошибку, и нас будут поправлять. Кто-то нас сейчас будет одергивать. И этот страх мы несем с собой не только, пока изучаем язык, но и потом, всю жизнь, когда окончив университет, отправляемся в свободное плавание. Ведь не секрет, что многие, получив лингвистическое образование, так и не могут говорить на изученном языке и работают потом в совсем других областях.
У полиглотов особое отношение к ошибкам. Они изначально готовы к их неизбежности, но страха нет. Ведь никто не стоит у них за спиной и не поправляет их на каждом шагу. Они поправляют себя сами. Поэтому у них отсутствует эта неприятная сторона изучения языка отравляющая жизнь при традиционном изучении языка. И более того, т.к. они изучают язык не с помощью навязанных кем-то методов, а тех методов, которые они выбирают сами, они получают огромное наслаждение от самого процесса изучения.
Если вы послушаете их откровения, то увидите, с каким удовольствием они рассказывают не только о своих успехах, а именно о том, как они этого добивались. Тот процесс, который основная масса людей рассматривает, как тяжелый труд, они воспринимают, как приятное времяпрепровождение.
Конечно, они радуются своим победам. Если вы учите язык маленькими порциями каждый день, получая удовольствие, то ваш собственный успех будет мотивировать вас каждый день. Маленькие победы вдохновляют вас больше и больше. Нет ничего более радостного, чем собственные достижения. «Я могу» - это самые приятные слова, которые вы можете сказать себе, добившись очередного успеха.
Они испытывают настоящую эйфорию от самого изучения. Это, как наркотик, который они получают малыми дозами каждый день. Поэтому, изучив один язык, они не останавливаются, потому что организм требует новую «дозу». И они приступают к новому языку.
И, конечно, они не боятся говорить простым языком, маленькими предложениями, особенно на начальном этапе. Поэтому сначала речь похожа на детскую речь. Это потом она постепенно дополняется разными сравнениями, причастиями, деепричастиями и т.п. А нам кажется, что мы же все умные, мы не можем позволить себе говорить примитивным языком. Уж если говорить, то, как Толстой, предложениями размером с полстраницы. Мы же не хотим выглядеть глупо. Нам хочется также блистать и на иностранном языке.
Мы думаем, что если мы знаем всего лишь 400-500 слов, откуда у нас возьмутся такие огромные предложения? Поэтому мы лучше помолчим до лучших времен, когда будем знать много слов, тогда и заговорим, т.е. никогда. Делайте выводы, начинать ли говорить с малого или еще подождать. Ведь язык нужен для общения, чтобы вас поняли. И вас поймут, если вы скажете что-то совсем простым языком.
Конечно же, необходимо терпение и упорство. Это особенно важный момент. Статистика показывает, что есть, так называемый, начальный «накопительный» период, когда человек начинает изучать новый язык, но при всех его стараниях прогресса нет. Его мозг просто накапливает непривычную информацию и переваривает ее. Он ничего не выдает, ему просто не до этого. Этот период у каждого свой. У некоторых это пара недель, у некоторых 3-4 месяца или даже больше. На этом этапе проверяется настойчивость и вера в себя. Некоторые «опускают руки» и бросают это «бесполезное», с их точки зрения, занятие. Якобы нет способностей, это же у полиглотов все легко, а мы простые люди, у нас нет талантов в изучении языков.
На самом деле у полиглотов тоже есть этот период, и он самый трудный, потому что его надо просто пережить, перетерпеть и продолжать заниматься. Некоторые из полиглотов читают иностранную книгу, понимая всего лишь 30-40% информации, т.е. не понимая, фактически, ничего. Они меняют технику чтения и читают снова. Другие смотрят фильмы, так же ничего не понимая, но продолжают смотреть. И о чудо! Наступает момент, когда что-то становится понятно. Дальше – больше. Успехи начинают увеличиваться с каждым днем. Ура! Победа! Ради этого стоит жить!
Давайте подведем итоги, чем же полиглоты отличаются от «простых смертных» и что мы можем позаимствовать у них для своей пользы в изучении языка. Они действительно отличаются от нас, но не талантами или суперпамятью. Они отличаются своим отношением к иностранному языку. Вот 10 их «секретов», которыми они делятся с нами.
1. Мотивация. Им не надо себя мотивировать, они испытывают огромное наслаждение от самой учебы. Это их «наркотик», они не могут без этого жить.
2. Самостоятельность. Они занимаются сами без преподавателя. Они не ждут, что кто-то им даст знания, они берут их сами.
3. Систематичность. Они занимаются каждый день без выходных, что бы ни случилось. Ничто не может нарушить их график. Если они изучают один язык, то занимаются час – полтора в день. Если изучают сразу несколько языков, то 3-4 часа в день.
4. Программа. Они берут методы, приемы и материалы, которые интересны и приятны им самим, а не навязаны кем-то. Т.е. это не одна книга или один учебник. Это все, что они находят и используют сами: флеш-карты, подборки книг, различные аудио записи, подкасты и видео. И, конечно, они изучают все аспекты языка: лексику, грамматику, слушание, письмо и говорение.
5. Интенсивность. Они учатся очень интенсивно, стараясь «выжать» всю полезность от каждого упражнения, но при этом не перегружать себя.
6. Терпение. У каждого свой начальный период, когда прогресса нет. Они не сдаются на этом этапе, «не опускают руки» и не бросают язык. Они знают, что впереди ждет успех.
7. Время слушания и говорения.Львиную долю их обучения занимает слушание и говорение. Причем многие практикуют говорение, не выходя из дома, и даже разговаривая с самим собой или воображаемым собеседником.
8. Ошибки. Полиглоты не боятся ошибаться. Это краеугольный камень в достижении уверенной речи. Они наслаждаются самим процессом говорения, а мы трясемся над каждой ошибкой, думая, что вдруг кто-то это заметит и подумает или скажет, что мы ничего не знаем или не умеем.
9. Простота речи. Полиглоты не боятся начинать с малого. Они не боятся выражать себя, зная всего лишь 400-500 слов.
10. «Порции». Они изучают язык маленькими «порциями», но зато каждый день. Лучше каждый день по часу, чем 2 раза в неделю по 3-3,5 часа.
Вот советы, которые дают полиглоты:
Берите изучение языка в свои руки, начинайте использовать материалы и методы, которые именно вам нравятся. Может вам не хватает какого-нибудь увлекательного именно для вас метода. И тогда вы откроете у себя талант к языкам. Отслеживайте свой прогресс и оценивайте его, найдите свою мотивацию и поддерживайте ее. Создайте себе график учебы, который никто не сможет нарушить. Разрешите себе делать ошибки и не комплексуйте по этому поводу. Начинайте говорить каждый день небольшими предложениями. Много слушайте и смотрите. И тогда успех не заставит себя ждать. Вы испытаете настоящую эйфорию, обгоните своих сверстников или коллег по работе, или коллег на курсах иностранных языков. И, может быть, скоро вам захочется выучить еще один язык.
Поставьте «лайк», чтобы поддержать эту статью.
Пишите свои вопросы в комментарии.
Приходите на наш курс английского с нуля на нашем сайте www.speakandtalk.ru