Посмотрела тут нашумевшее видео Щербакова про домашние задания в школе и задумалась. Утрированно, конечно, но доля правды во всем этом есть.
Ну вот почему в школе перестали учить детей? Чем они там вообще занимаются? Что-то вроде делают, дети приходят уставшие, голодные и с кучей заданий. Но вот по факту, если рассматривать школу не как духовную ценность, а как предприятие сферы услуг, то обслуживание это выходит самого худшего качества. И речь тут не о плохом питании в школах (а оно и правда плохое) или отсутствии жалюзи на окнах (все за счет родителей, да), а о том, каким образом детям преподаются знания. Почему я так решила? Да потому что сама репетитор, и еще потому что если мои дети что-то умеют, так только то, чему их научила я. Не школа.
фото из открытых источников
Я не хочу официально забирать своих детей на семейное обучение, им как и всем гражданам государство предоставляет бесплатное образование, и пусть оно это делает и дальше. А почему не хочу? Да потому что в таком случае буду делать то же, что и сейчас, плюс еще организовывать отчетность, которая мне, простите, никуда не уперлась, и все это, опять же, бесплатно.
Что могу сказать как репетитор по математике. Ко мне обычно приводят детей 7-8-9 классов. Всем в начале занятий даю одинаковый тест на усвоение программы 5 класса. Там нужны базовые знания, без которых изучать что-то дальше просто никак. И 99% учеников не могут его решить. Спрашивается, чем же дети занимались все эти годы, и куда смотрела школа. И почему мне удается за короткое время наверстать с ними программу, которую годами пройти не могли? А ведь математика такой предмет, где нельзя пропускать тему, ведь без таблицы умножения логарифмы не поймешь, как ни старайся.
Я-то знаю ответы на эти вопросы. Дело в индивидуальном подходе. Мне скажут, что проблема тут в том, что индивидуальный подход возможен только когда занятие с учеником в формате "один на один". С 30 учениками в классе такое невозможно. Но вот тут не соглашусь. Если отбросить требования к учителю от всех его начальников, то организовать индивидуальный подход очень даже можно и в классе. Разве во время своих занятий я часами распинаюсь перед каждым учеником, бесконечно объясняя каждый пример? Нет ведь. Они у меня на занятиях пашут больше меня самой, намного. По сути, моя основная задача как репетитора - выявить проблему, объяснить тему (это пара минут) и дать соответствующее задание. Поправить, еще раз объяснить и еще задание, и так пока не усвоит. А так как в классе проблемы с усвоением материала у многих детей одинаковые, то и работать индивидуально в классе - это не один на один с каждым, это в среднем не больше 3 групп учеников разного уровня, и при таком подходе этих групп со временем будет становиться меньше. И если бы в школе мне как учителю не приходилось вписываться в систему современного образования, то я бы уже после первой контрольной знала: вот этим можно уже дать новую тему и задание по ней, а эти еще не усвоили старую, им объяснить сложные моменты и дать другое задание, на закрепление материала. В таком случае даже изначально менее способные дети могли бы наверстать свое без вмешательства в этот процесс родителей и репетиторов. В нашей же реальности получается, что учитель знает - вот эту контрольную работу Маша Иванова решит легко и быстро, и получит свою обычную пятерку, и будет сидеть и зевать, ей скучно, либо еще домашнее задание сделает прямо в классе. А Вася Пупкин не знает, что такое обычное уравнение и линейный график, поэтому построить параболу ему не по силам. Что делает учитель с этой проблемой? Правильно - ничего. У него другая проблема: пройти программу в соответствии с планом и написать отчеты.
А если представить, что какой-то учитель пошел против системы и начал вводить индивидуальный подход к обучению в доверенном ему классе. Дал он Маше Ивановой задачу олимпиадного уровня, а Васе Пупкину показал, как решать обычные уравнения и дал задание по этой теме. Маша в целом справилась, но сделала небольшую ошибку. Вася справился отлично. Ребята оба молодцы, но как оценить их знания в таком случае? И надо ли их оценивать вообще? А оценки требуют выставить. А учителю еще отчеты писать. И контроль за ним. Как объяснить, что этим детям надо выполнять вот это, а другим вот это? Как написать план урока, если он зависит не столько от учителя, сколько от учеников? И надо ли вообще писать эти планы, кому они нужны, в конце концов? Приходим к тому, что задан некий уровень (ВПР) а детей по этому уровню меряют, ставя оценки и задавая задания... родителям. Есть, конечно, учебники. Раньше как было? Проболел, пропустил, прочитал тему в учебнике, понял, задание выполнил, все довольны. Сейчас большинство учебников на это не рассчитаны. Или существуют хорошие учебники, но в школу закуплены другие, почему-то. И учитель на это повлиять не может.
Вот такая вот система. Такое обучение. И хотим мы того или нет, но в такой системе наши дети и живут. Родителям приходится как-то этому соответствовать. В школе у моих детей, вон, бассейн есть, дети плавают раз в неделю... но опять же, мои перешли в эту школу только в этом году, большинство в классе уже плавает и с трамплина прыгает, а мои нет. Мне теперь самой учиться с трамплина прыгать, чтобы детей научить? А все к тому идет.