Найти тему

Дровишки вместо солярки - трактор ГБ-58 на базе ДТ-54

Особенностью трактора ГБ-58 была в том, что в нем в качестве топлива использовались... дрова и прочие горючие материалы.

ДТ-54 был довольно популярен в свое время. Этот гусеничный трактор выпускался с 1949 по 1979 годы и за это время произведено почти миллион экземпляров. Кто не застал трактор в поле, тот наверняка мог видеть его где-нибудь в сельской местности в качестве памятника целинникам и другим работникам сельского хозяйства.

Он был по настоящему массовым. И конечно же, часто использовался инженерами для экспериментов или для создании других машин на его базе. Например, в 50-е был изготовлен на базе ДТ-54 другой трактор - ГБ-58.

-2

Газогенераторный трактор ГБ-58 создавался силами Сталинградского тракторного завода (СТЗ, ныне покойный ВгТЗ) и Всесоюзного научно-исследовательского института тракторной промышленности (НАТИ). Конструкционных отличий от базового ДТ-54 было не много. Разница лишь в наличии газогенераторной установки.

Оборудование крепилось на задней стенке трактора. Суть технологии вот в чем. В качестве топлива использовались деревянные чурки и торфяные брикеты, отдельно создавались установки для работы на угле. Это топливо разжигалось, для поддержания горения использовался вентилятор.

-3

Такое органическое топливо не сгорало полностью. При нагреве из материала испарялись и улетучивались углеводороды, водород, оксид углерода, которые полностью не успевали сгорать. Производство этого газа в установке можно увеличить, создав обедненную кислородом среду в газогенераторе.

-4

Далее "отработанные" газы поступали в циклон для грубой очистки, затем через охладитель и через фильтр тонкой очистки затягивались в штатный двигатель трактора. В нем углеводороды догорали, совершая полезную работу.

Схема газогенераторной установки на ГБ-58
Схема газогенераторной установки на ГБ-58

Видите как неэффективно простое сжигание дров: оказывается в "дыме" достаточно газообразного топлива, чтобы целый трактор мог полноценно работать.

Конструкторы сообщали, что производительность газогенераторного трактора ГБ-58 такая же, как у базового ДТ-54. Это отличает ГБ-58 от довоенных ХТЗ-Т2Г и ЧТЗ-СГ65, у которых мощность была на 13-15% ниже, чем у базовых версий. При разработке ГБ-58 для снижения потерь на мощности произведены следующие мероприятия: улучшено наполнение цилиндров, улучшен рабочий процесс, увеличены обороты двигателя.

Это позволило сохранить за двигателем Г-58 мощность в 50 л.с., что не на много меньше, чем у базового трактора. Также для сохранения тягового усилия были изменены передаточные числа КПП: скорость трактора снизилась, но тяга осталась прежней.

Продольный разрез трактора ГБ-58
Продольный разрез трактора ГБ-58

Во всем остальном ГБ-58 полностью унифицирован с ДТ-54.

В 50-е в условиях дефицита жидкого углеводородного топлива планировалось массовое производство газогенераторных тракторов и грузовиков. Но нефтяники вмешались в эти планы, разработали новые месторождения, построили новые нефтеперерабатывающие заводы и надобность в газогенераторном транспорте сама собой отпала.

ГБ-58 - изображение с сайта techstory.ru
ГБ-58 - изображение с сайта techstory.ru

P.S. от 09.12.2021: добавим информацию, что двигатель Г-58 разработан на базе дизельного Г-54. Но воспламенение газа, как понимаете, не могло происходить от сжатия. В ход пошли магнето М-18 и запальные свечи НМ 12-14 АГ.

-8

На этом всё!!! До скорых встреч!!!