В прошлых статьях мы познакомились с традиционным кукольным театром Индии и Мьянмы. Сегодня продолжим говорить об Индии – рассмотрим символическое значение различных цветов на примерах нескольких видов индийских традиционных искусств.
В Индии очень важна символика, будь то цвет мифологических персонажей или символ, изображающий бога или богиню. Определенную смысловую нагрузку несет цветовая гамма индийской живописи, грим театральных героев, расцветка ритуальных масок и т.д.
Попробуем разобраться в радуге индийских театральных и живописных красок. Рассмотрим сначала сложный грим актеров южноиндийского театра катхакали. За каждым типом театральных персонажей этой традиции закреплен строго фиксированный канонический тип грима.
У благородных героев (божества и добродетельные правители, например, Рама и Кришна) он называется «пачча» и в основном содержит зеленый цвет, который считается в Индии счастливым и приносящим благополучие, и говорит зрителю о благородном происхождении героя, достоинствах его характера и счастливой судьбе.
Особый грим «катхи» можно наблюдать у противников богов и героев, которые тоже изображаются сильными и умными, но зеленый цвет используется здесь лишь частично. Злые помыслы персонажей опознаются по белым шишкам на лбу и носу, красным усам и красным полосам в форме ножа катхи под глазами.
Также разновидностью грима является борода (тади). Она может встречаться как у положительных, так и у отрицательных персонажей. Красная борода указывает на трагическую судьбу, черная – принадлежность полудемонов, полузверей и лесных охотников, а белая встречается, например, у обезьян.
Тип грима «менукку» (блестящий), где доминируют естественные желтые и розовые тона, используется для женских персонажей, брахманов, мудрецов и отшельников. За демонами женского пола закреплен свой особый тип грима «кари» (черный).
Расписанное лицо индийского артиста напоминает древние ритуальные маски. Одни цвета (например, зеленый и голубой) несут положительные эмоции, другие (черный, красный) вызывают чувство страха и надвигающейся беды.
Цветовая гамма очень важна и в региональной живописи штата Орисса на востоке Индии. Название этой живописной традиции «патачитра» дословно переводится как «рисунок на ткани». Она отражает религиозные и мифологические аспекты культуры штата и связана с культом бога Джаганнатха и храмовыми обрядами. Рисунки различных размеров изготавливаются для паломников, а также заменяют изображения божеств (Джаганнатх, Балабхадра и Субхадра) в храме в период церемонии ритуального омовения и последующего 15-дневного их обновления. Изготавливают картины читракары, специальная каста художников. Они обычно живут в окрестностях храмов (город Пури) или в деревнях рядом с храмовыми городами. Читракары рисуют картины «патачитра», а также выполняют другие обязанности, связанные с храмовыми обрядами: рисуют храмовые завесы, расписывают колесницы, стены храмов, а также свадебные шкатулки.
В прошлом как основа для рисунка использовалась грунтованная бумага, со временем стали употреблять как основу грунтованную ткань. Сок тамаринда, а затем меловой раствор наносятся на чистую хлопчатобумажную ткань (сари или дхоти) в два или три ряда, а затем полируются.
На картинах изображаются различные темы: Джаганнатх с сестрой и братом, эпизоды из индийского эпоса, различные боги и богини (Кришна, Вишну и его аватары, Шива, Дурга, Кали, Ганеша и т.д.).
В данном региональном направлении искусства используются различные цвета: белый, черный, красный, желтый, зеленый, голубой и розовый. Традиционно все богини изображаются желтого цвета, боги – белого, но в изображении отдельных богов и богинь следуют указаниям индуистских мифологических текстов и иконографии. Например, Кришна может быть синим, Рама – белым или голубым; Ганеша, Сарасвати, Джаганнатх, Балабхадра, Субхадра, Лакшми, Савитри – белыми; Сита, Радха и пастушки – желтыми.
Картины «патачитра» легко отличить от других традиционных видов живописи: лица персонажей изображаются в профиль, в то время как сама фигура – фронтально; глаза продолговатые, а детали одежды хорошо проработаны, по краю идет двойная рамка. Также используются различные декоративные мотивы: деревья, животные, птицы, цветы и т.д.
Традиционно рисунки «патачитра» были связаны с религиозными традициями и использовались адептами религии. В настоящее время они рассматриваются не только с религиозной точки зрения, но и с эстетической (например, декорирование домов), а также многие художники рисуют свои картины для удовлетворения спроса туристов.
На одной из картин Музея истории религии Джаганнатх изображен черным с круглыми глазами, его брат Балабхадра - белый, а сестра Субхадра - желтая. На другой мы видим один из наиболее популярных сюжетов, связанных с Джаганнатхом, повествующий о том, как братья отправились в город Канчи. По дороге их мучила жажда, и случайно встреченная молочница Маника дала им молока. Они в благодарность подарили девушке кольцо. Джаганнатх синего цвета сидит на белом коне, а его брат – белый на черном коне.
Таким образом, мы сегодня познакомились с символикой цвета в индийском искусстве и увидели, что она несет зрителю определенную информацию о роли и судьбе мифологических персонажей, которую индийцы усваивают с детства и легко опознают во всех видах искусства, как зрелищных театральных постановках, так и живописных полотнах.