Найти в Дзене
Круто об искусстве

Единственный портрет, подписанный Рогиром ван дер Вейденом.

Рогир ван дер Вейден "Портрет дамы", 1460. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Рогир ван дер Вейден "Портрет дамы", 1460. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Она прекрасно осознает, что пишут ее портрет - девушка напряжена и скована.

Взор ее устремлен в пол, а тонкие, аристократичные пальцы неизвестной дамы (в том числе и по рукам рукам мы узнаем социальный статус героини)крепко сжаты. Невесомые слои прозрачной вуали, скрывающие волосы, подчеркивают абрис ее, изящно освещенного, молодого лица.

Темный фон позади героини - это не только дань традиции того времени, но и стремление ван дер Вейдена СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ именно на девушке.

Очевидно, что перед нами эффектная средневековая модница - высокий лоб, длинная шея, бледное лицо, едва заметные брови, не говоря уже про элегантное черное платье с достаточно свободным декольте, туго стянутым красным поясом чуть ниже груди.

Использование косметики тогда приравнивалось к колдовству, ибо накрашенную особу Христос не узнает в день Страшного суда и сошлет в ад (даже веснушки, родинки, любые пятна коже воспринимались как метки дьявола).

Чтобы сохранить аристократичную бледность лица дамы пользовались специальной пудрой на основе свинцовых белил и муки (часто в состав входил мышьяк и тогда "сама рука Господа" карала прекрасных дам и их кавалеров).

Чтобы добиться эффекта высокого лба дамы применяли большие дозы негашенной извести и уксуса (и да, часто исчезали не только волосы). Волосы вообще считались приметой ведьмы, ведь это признак сексуальности, а значит недопустимо демонстрировать эту греховную часть тела.

Кстати о вуали. В XV веке ношение вуали было признаком скромности, так как она закрывала лицо, но у нашей героини лицо более чем открыто - вуаль наоборот ПОДЧЕРКИВАЕТ ПРЕЛЕСТЬ ЛИЦА ДЕВУШКИ, ее больше глаза и пухлые губы.

Вернемся к рукам. Руки хрупкой дамы крепко сжаты (она смущается от пристального разглядывания) и сложены в НАИГРАННОЙ молитвенной позе.

Перед нами покорная и благочестивая барышня? Конечно НЕТ (смотрим еще раз на декольте и пухлые сжатые губы). Но ИМЕННО ТАКОЙ (от сюда и общая театральность позы, и скованность героини) СТРЕМИТСЯ ПРЕДСТАВИТЬ ее ван дер Вейден - создать образ скромный, наделенный всеми 12 добродетелями, коими обладала сама Дева Мария.