В былые времена на просторах севера гордо стояли, расправив свои крылья, ветряные мельницы. Ветряки были самыми распространёнными механизмами Архангельской губернии. Общее количество ветряных мельниц в губернии в 19 веке насчитывалось 1036, а вот водяных мельниц было только 340. Значимость таких устройств трудно переоценить.
Ветряные мельницы стали распространяться на Севере в 17 веке, хотя, возможно, появляться они стали ещё раньше. Связано это было с торговлей с иностранными купцами, которая осуществлялась через порт Архангельск. Через голландских и немецких купцов ветряные механизмы появились в России и быстро стали распространятся по всей территории страны. В европейской традиции мельницы по своей конструкции назывались «немецкие» и «голландские», а наши предки их прозвали «шатровки» и «столбовки». На чертеже города Архангельска 1694 года можно увидеть изображение двух ветряных мельниц. Может это первые мельницы в Русском государстве?
Первыми появились столбовки (ещё их называют козловки). На чертеже 1694 года изображены именно эти ветряные мельницы. По европейской классификации такой тип относят к немецким ветряным механизмам. В Европе они были вытеснены шатровыми мельницами и до наших дней не сохранились. А вот в России они ещё остались, их насчитывается более 20 штук. Свое названия они получили от столба (мертвяка) вокруг которого и поворачивался амбар мельницы с ветряным механизмом и жерновами. Наши умельцы немного доработали прототип, в русской конструкции столб не является опорным элементом, амбар стоит на сужающемся к верху срубе (на ряже) или на дополнительных столбах-опорах (козлах). Это придало устойчивость мельнице, а в Европе они часто падали от подгнившего столба. Лестница в амбар в архангельских мельницах вращалась вместе с ним. Чтобы мельницу поворачивать к ветру, приделывали к задней стенке бревно (воротило). Иногда делали несколько бревен или даже треугольную конструкцию. Дабы привести мельницу в движение, вручную или при помощи лошадей, толкали воротило и ловили ветер, а чтобы зафиксировать направление - просто брали веревки и привязывали к специальным вбитым колышкам. Крыльев в столбовки было шесть или четыре. Они передавали вращающий момент на маховый вал, а тот уже через особые кулачковые круги и шестерни на жернова. Таким образом и производился помол зерна. Для северных регионов это в основном была рожь.
Шатровые ветряные мельницы (голландки) появились в Европе позднее столбовок. В Россию их привез Петр Первый, который сам изучил в Голландии этот механизм и своими руками построил первую модель шатровки, отправив её в Россию. Преимущество такох конструкций было очевидно. В шатровке вращалась только крыша с крыльями (шапка). Амбар с механизмами и жерновами стоял неподвижно на земле в виде многогранной пирамиды (шатёр) и мог иметь несколько этаже. Такой тип позволял делать мельницы больших размеров. А во время подвоза зерна и выгрузки муки, не надо было останавливать процесс. Также можно было хранить их прямо в мельнице, места хватало и для комнаты мельнику. На столбовой же мельнице масса и высота конструкции, а также вес зерна, которое нужно было поднять для обработки, были сильно ограничены. При перегрузке козлы или ряжа могли не выдержать и сломаться. Не мудрено, что шатровые ветряные мельницы вытеснили своих менее практичных предшественниц в Европе, но в России, а особенно на севере, где объёмы выращенного зерна были не столь великими, столбовки сохранились.
Шатровые мельницы не только мололи муку, но пилили бревна. Самая большая мельница–гигант была в Архангельске в 17 веке у голландского купца Данилы Артмана. Мельница была построена на острове Мосееве в 1696 году. Она имела три стана (три механизма) и 46 пил, которые могли распиливать 12 метровые брёва. При основании Соломбальской верфи, указом от 19 марта 1702 года велено было губернатору купить в науку мельницу Артмана. Из Приказа артиллерийских дел ему заплатили 1500 рублей. Мельницу обслуживало 7 человек: мастер, 4 рабочих и 2 караульных.
Ветряные мельницы шатрового и столбового типа можно увидеть в музеях деревянного зодчества, например Малые Корелы г. Архангельска или в некоторых деревнях, где они когда-то имели большое распространение. Некоторые из них, ради научного интереса, находятся в рабочем состоянии. И как в 17 веке, так и в наши дни помощь в реставрации древних механизмов оказали голландские специалисты — Пит Шиерик (Малые Корелы, Кимжа) и Пол Грюн (Кимжа). Ну, а самые северные ветряные мельницы находятся в Мезенском районе Архангельской области – в Кимже.
Источник: Давыдов А. Русские ветряные мельницы// Мир музея. – 2005. – № 1. – С. 7-13.
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации