Каждый, более-менее культурный человек, знает, что на иконе Андрея Рублёва "Троица" изображены три Ангела.
Многие даже знают, что сюжет восходит с эпизоду Ветхого Завета, который условно называется Гостеприимство Авраама. Тот самый момент, когда Бог явился к прародителю еврейского народа в виде трёх Ангелов.
А вот каково соотношение Трёх Ангелов и Трёх Лиц Пресвятой Троицы знают немногие. Ответ на этот вопрос зашифрован в изображении самим иконописцем при помощи символов, совершенно очевидных, для тех, кто хотя бы немного знаком с христианским богословием.
В середине композиции – второй Ангел – это Бог Сын (Второе Лицо Троицы, воплотившееся как Иисус Христос). На то, что это именно Он указывают следующие знаки:
- Цвет одежды: на Ангеле багряный хитон (багряница), тот самый, который на Иисуса Христа надели римские воины, когда издевались над Ним. На хитоне – клав (украшение на плече в виде золотой полоски), который носили только знатные особы. Он традиционно изображается на хитонах Христа – Царя Небесного.
- Расположение на иконе: между Богом Отцом и Богом Духом Святым, ведь Святой Дух исходит от Отца и посылается через Сына. Позади Бога Сына расположено дерево – прообраз Креста.
- Самое близкое положение к чаше с головой жертвенного тельца (символ Евхаристии и Крестной Жертвы). Бог Сын благословляет чашу, как это делает священник на литургии, когда произносит молитву, обращённую к Богу Отцу, и призывает Его послать Святого Духа. Известно, что Бог Сын (Иисус Христос) – не только Царь, но и Первосвященник.
Слева – Первый Ангел – Бог Отец – Первое Лицо Святой Троицы.
О том, что это именно Он, говорят следующие знаки:
- Цвет одежды: преобладание золотого цвета как символа неприступного Божественного света.
- Расположение на иконе: изображён первым, как рождающий Сына и испускающий Духа через Сына.
- Благословение чаши, не такое, как у Сына-Первосвященника, а другое – тайное. Иконописец использует приём: рука Первого Ангела изображена не художественно, а символически (искажённо), чтобы подчеркнуть, что это благословение таинственное и непостижимое, невидимое человеческому глазу. Им Бог Отец претворяет Святые Дары в Тело и Кровь Христа благодатью Святого Духа.
- Благословение Третьего Ангела – Бога Святого Духа. Жест благословения относится не только к чаше, но и к сидящему напротив. Так Бог Отец Своей властью повелевает Святому Духу снизойти на Святые Дары.
Третий Ангел – Бог Дух Святой – склоняет голову в знак согласия. В том, что это Третье Лицо Святой Троицы, нет никаких сомнений. Это подтверждают не только расположение на иконе и голова, опущенная в знак повиновения, но и цвет одежды: более скромный, синий и зелёный, традиционные цвета Святого Духа.
Таким образом, на иконе Андрея Рублёва мы видим Отца и Сына и Святого Духа именно в таком порядке, как произносим в наших молитвах.
Читайте: Три проклятия. Связь диавола и человека