Если у ребенка есть сенсорная и сенсо-моторная алалия, то, скорее всего, нормы родного языка и правильное произношение звуков усваиваются у него долго, медленно и печально, т.к. мозг плохо обрабатывает звуковую информацию. Причем почти все мамы сталкивались с двумя неприятными последствиями:
- ребенок выучил все речевые правила, но правильно говорит только за столом у логопеда;
- мы постоянно подсказываем ребенку в быту, "дай шоколадкУ", "синЯЯ чашка", и заставляем проговаривать слова, но ребенок все равно получает зависимость от подсказки: пока мы не обращаем его внимание на ошибку, он говорит неправильно.
Во все всяком случае у нас все так и есть :(
Есть еще одно универсальное упражнение, которое может разбудить речевой анализатор и быть использовано для любой речевой ошибки. Оно называется "скажи правильно" ("скажи красиво"). Обычно мы учим детей говорить как правильно и подавать им пример, но иногда лучше, чтобы - дети учили нас. Моему сыну оно очень нравится.
Дети с РАС часто считают себя самыми умными и обожают поправлять других людей.
Итак, взрослый называет хорошо знакомую ребенку фразу, искажая один звук или приставку или окончание. Ребенок должен сказать ее правильно.
Внимание: до этого ребенок должен выучить эту тему "за столом" и знать/уметь произносить правильные варианты.
Варианты упражнений
Звукопостановка, фонематический слух
ЛоСЬка (ложка)
КовриСЬка (коврижка)
КартоСЬка (картошка)
Род
КраснЫЙ чашка (красная чашка)
ЗеленАЯ огурец (зеленый огурец)
Глаголы
Кошка уснуЛ (уснула)
Маша завязаЛ кошка шнурки (завязала)
Дедушка уронилА газету (уронил)
Последовательность слов в предложении
Пол на упала ложка (Ложка упала на пол)
Приставки
Я Укрыл дверь (открыл, закрыл)
Антонимы
Ребенок старый, а дедушка маленький
Микс
Мышка поймала кошку (звук "ш"+ логика)
Единственное и множественное число
Это моИ камешек (это мой камешек)
Девочка собирает цветОК (девочка собирает цветы)
Падежи
Дай булочкА
Я думаю о куклА
После того, как эти упражнения хорошо отработаны и у ребенка появился правильный рефлекс, мы начинаем говорить: "Скажи правильно" в быту, когда ребенок совершает речевые ошибки.
Например, когда ребенок говорит: "я хочу булочкА", мы уже не делаем ему подсказок: "Я хочу булочкУ", а говорим: "Скажи правильно" и предлагаем самому назвать правильный вариант.
Материал по теме: Аграмматизмы: как их победить