Как купить туристическую путевку дешевле
Предыдущая заметка здесь Западный Крым. Евпатория. Караимская улица. Синагога
Продолжаем знакомство со средневековым Гезлевым (Евпаторией).
Одун Базар Къапусы — ворота Дровяного базара, которые были наиболее крупными из пяти ворот крымско-татарского города Гезлева. Ворота находились в восточной, торгово–ремесленной части крепости. Ширина Кезлевских ворот составляла более 12 метров, а длина проезда 13,5 м.
Именно через эти ворота крымские ханы отправлялись в свою столицу Бахчисарай Средневековье Западного Крыма. Бахчисарай. Ханский дворецпосле благословенного молебна в мечети Хан-Джами (Джума-Джами) Западный Крым.Евпатория.Мечеть Джума-Джами.Собор св. Николая.
Ворота были заложены в конце ХV века и простояли более 4-х веков, выдержав и атаки запорожских казаков, и русско-турецкие войны…
В 1633 году состоялся самый разрушительный набег казаков на город, который был сожжен и разрушен. Видимо, с этим пожаром можно связать красный цвет камней северной стены.После этого ворота перестраиваются, проезд перекрывается полуциркульным сводом.
В 19 веке ворота назывались так же "Кемер-капусы" (Арочные ворота). Их проем шириной 3,75 м. перекрывался цилиндрическим сводом усиленным подпружными арками. Высота проема составляла 3,62 м.
Несмотря на историческую ценность, в 1959 году ворота были снесены под предлогом того, что мешали проезду транспорта по улице Матвеева (Караимской). При этом был снят и культурный слой на примыкающей к памятнику территории, что теперь не позволяет уточнить точную датировку сооружения.В ходе реставрационных работ, археологи выявили фундамент Кезлевских ворот. Проанализировав результаты, ученые пришли к выводу, что первоначально конструкция ворот состояла из четырехугольника, который разделялся по высоте деревянными межэтажными перекрытиями. В западной и восточной стенах сооружены проемы для проезда. В северной и южной стенах с помощью арочных ниш были устроены по две пушечных бойницы.
К сожалению, в результате археологических работ удалось проследить лишь помещения северной половины Кезлевских ворот. Первоначально они, служили помещениями для стражи, позднее в 19-20 веках использовались для лавок и мастерских.
Восстановленные ворота превратились в своеобразный символ старого города, став неотъемлемой частью его архитектурного облика.
Гёзлёвские ворота – это не просто проём в стене. Они имеют три этажа. На втором этаже ворот находится уютная татарская кофейня – Кёзлёв къавеси — ещё один экскурс в историю города. В кофейне представлены музейные экспонаты, а также – размещена выставка народных умельцев. В кофейне, сидя на уютных подушках, можно попить настоящего гёзлёвского кофе и послушать восточную музыку.
На третьем этаже Гёзлёвских ворот расположился Музей быта татар, музейная экспозиция которого знакомит со средневековым периодом истории города Гёзлёва — в то время главного порта Крымского ханства.На стендах размещены археологические находки, монеты, предметы быта, пули, посуда, найденные в евпаторийских раскопках. Основой этого музея является уникальный макет средневекового Кёзлёва (Гёзлёва), размером 5х9 м, который воссоздаёт средневековый город ХVI – начала ХVII веков с точностью до каждого дома. Падает мягкое освещение, иммитирующее лучи восходящего солнца, раздается призывная песня муэдзина, призывающая всех правоверных к утренней молитве, и перед нами открывается вид на город с высоты птичьего полета.Макет древнего города сделан энтузиастами с максимальной достоверностью, и поражает сейчас своей точностью и масштабом. Интересно было смотреть на макет и осознавать, как неузнаваемо изменился город за прошедшие двести лет. Навевает на философские раздумия...Здесь Вы видите карту территории Крымского Ханства в 16 веке, сделанную на куске бычьей шкуры.Некоторые территории РФ и Украины входят в него, все причерноморские и приазовские земли. Тамань и Азовское море было внутренним водоемом ханства.
Девушка экскурсовод, татарка.Рассказывает как хорошо разным народам жилось в Гезлеве. Это был многоконфессиональный город.Про то, что в этом городе находился крупнейший в Ханстве рынок рабов она, понятное дело, не упоминала. Здесь продавали, в основном, захваченных в набегах славян.Жемчужина коллекции — свадебное платье татарской девушки, которому больше 120 лет (справа). Кроме макета города, еще интересно было узнать о генеалогическом древе крымских родов.Крымские татары. История возникновения, современность. 2014гТакже на на третьем этаже вдоль стен развешены оригинальные картины местного художника кстати, продаются.
А еще наблюдали там же в приглушенном свете и под татарские напевы "картины из песка".Ксения Симонова из Евпатории творит чудеса с обычным вулканическим песком. Ее песочный арт — это картины, которые в режиме онлайн благодаря плавным движениям рук художницы сменяют друг друга и образуют сюжетную линию. Талантливую девушку пригласили в Москву на шоу «Минута славы».
Своему необычному искусству Ксения научилась в своем родном городе-курорте — Евпатории. Чего-чего, а песка в этом крымском местечке хватает.И вот мы наблюдаем как средневековые битвы всадников сменяются картинами быта татар, и все это под волшебную музыку....
Наш путь лежит дальше по маршруту "Малый Иерусалим".
Наш путь лежит в Текие Дервишей.Единственный образец мусульманской архитектуры времен эпохи Возрождения в Крыму, сохранившийся в первозданном виде. Комплекс обители странствующих монахов (называемый текие дервиш) был воздвигнут рядом с главными воротами Евпатории.В ансамбль входят мечеть Шукурулла-эфенди, минарет, текие дервишей, здание медресе (его ещё называют “чайный домик”), возведенные на протяжение ХV-ХVII веков.
Двухэтажное здание, а справа от него ворота, над которыми изображён герб Крымского ханства (тамга) и есть вход в ансамбль “Текие-дервиш”. В самом здании – бывшем медресе, сегодня расположена кофейня и крымскотатарский музей этнографии. Ворота всегда закрыты, и чтобы попасть во двор текие, нужно позвонить в один двух звонков.. Текие – центральная постройка всего комплекса. Это квадратное в плане здание с комнатами-кельями по периметру и купольной кровлей, покоящейся на восьмигранном барабане. Каждая стена здания имеет по два стрельчатых окна.
Точных данных о времени строительства ансамбля “Текие-дервиш”, как и об авторе проекта нет. Вместе с тем, византийские заимствования и другие особенности в архитектуре строения позволяют датировать его XV – началом XVI веков. Основали его выходцы из турецкого города Конья (тогда это была столица могущественного государства турок-сельджуков), принадлежавшие к ордену, то есть братству, Мевлана. Основателем этого самого влиятельного в мусульманском мире ордена считается выдающийся мыслитель и гуманист XIII века Мевлана Джалаледдин Мухаммад Руми. Внутренние помещения текие оштукатурены, но не содержат росписей. В кельи дервишей из центрального зала ведут стрельчатые входы, а сами комнатки расположены одна возле другой и перекрыты низкими сводами.
На востоке дервишами называют отшельников, скитальцев-мистиков, искателей истины. Дервиши исповедовали принцип: “В миру, но не от мира сего”. Они врачевали, толковали сны, предсказывали будущее, переписывали книги, продавали магические амулеты. Но при этом жили по собственным законам, стараясь сохранять независимость от мирских суждений и общественной иерархии. В восточных странах и Крыму они пользовались особым уважением, считаясь чуть ли не святыми. Не они кланялись могущественному султану, а он им. Странствуя из города в город, из страны в страну, дервиши играли примерно ту же роль, что сейчас средства массовой информации. Именно от них люди узнавали о событиях, произошедших в чужих краях.
В угловых кельях жили суфии, рядом с суфием жил дервиш — ученик. Вход в одну из девятнадцати келий. Это совсем маленькое помещение с крохотным окошком в мир. Дервиши проповедовали аскетический образ жизни, отсутствие какого-либо имущества, отказ от всех мирских соблазнов. Эта келья как раз и иллюстрирует отношение дервишей к своему быту.
Около выхода из текие расположена келья суфия – настоятеля обители. Обстановка в обители настоятеля несколько “богаче”, да и само помещение кельи больше. Вообще, дервиши никогда не были нищими. Подать милостыню дервишу в мусульманском мире всегда считалось большим благом, т.к. молитва дервиша считалась богоугодной. Не дервиш просил подаяние, а дервиша просили принять его.
Вообщем жизнь дервиша была поинтереснее жизни христианского монаха.Суфиев ордена Мевлана, которому принадлежал этот монастырь, называли “вертящимися дервишами”. Об их богослужениях, сопровождаемых песнопениями и ритуальными плясками, в Европе ходили легенды. Но никто из европейцев не видел их собственными глазами, потому что посторонних сюда не пускали. Вот, как описывали богослужение в некоторых источниках:
"С наступлением сумерек, в купольном зале текие появляется небольшой оркестрик и занимает отведённое ему место справа от входа, в углу храма. Дервиши рассаживаются, образуя круг. Ноги привычно поджаты под себя, головы опущены. На них тюрбаны (головные уборы) вишнёвого цвета, белые юбки и чёрные накидки со шлейфом. В центре круга, посреди зала, на овечьей шкуре восседает шейх (настоятель монастыря). Начинается молитва. Вслед за суфием дервиши встают. Сбросив накидки, дервиши начинают кружиться – сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Во время вращения дервиш забывает обо всём земном. Оркестр замолкает. Дервиши застывают, и некоторое время в зале царит полная тишина. По знаку шейха музыка возобновляется, но теперь в другом ритме. Бог прославлен. Дервиши одновременно ударяют ногой об пол, подпрыгивают и под унылые звуки музыки начинают кружиться. Их застывшие взгляды свидетельствуют о наступлении экстаза. Ритуальные танцы длились до утра". Входной проем в текие. Он невысокий – нужно наклониться, чтобы войти в старинную дверь. Это символизирует смирение.Три основных строения этого мусульманского ансамбля – слева вход в текие, справа – остатки здания мечети Шукурулла-эфенди и минарет.
“Вертящиеся дервиши” кружились здесь вплоть до конца XVIII века. А затем, после присоединения Крыма к Российской империи, всё кардинально изменилось. Дервишей перестали пускать на полуостров. Их храм постепенно пришёл в запустение. В 1924 году советская власть закрыла монастырскую мечеть. Территорию обители передали Черноморскому флоту, который разместил здесь свои склады. Минарет использовался в качестве караульной вышки. Отчасти, благодаря этому, комплекс сохранился хоть в каком-то виде. Монастырской же общине комплекс был возвращен в 2000 году.
После возвращение комплекса религиозной общине, здесь провели небольшие археологические исследования и обнаружили удивительные вещи. Например, могилу самого древнего в степном Крыму мусульманского святого – Отеш-деде. Она расположена слева от текие.
В мечети проводились пятничные молебны, зал был устлан прекрасными дорогими коврами, для омовения во дворе журчал источник, окаймленный розовым мрамором. Первоначальная мечеть не сохранилась, на ее месте в XVII веке была сооружена новая мечеть: одноэтажная с двухъярусным расположением окон – типичная для построек мечетей в Крыму. Простота форм сооружения со слабой освещенностью интерьера создавали ту таинственность, которая усиливала мистическое состояние дервишей. К сооружению мечети примыкает колоннообразный (а не кафедральный) минарет, сооруженный в конце XVII века, высеченный из тесаных блоков камня-известняка местных каменоломней. Завершал минарет конусообразное покрытие из свинца. Удивительно, что во время войны на территорию ансамбля не попал ни один снаряд, и лишь верхняя часть минарета была незначительно повреждена пулями.Сегодня у стен мечети расположены надмогильные плиты с кладбища, которое располагалось во дворе текие до 1933 года.Чалма венчала надмогильные камни тех, кто при жизни совершал священный хадж в Мекку. На некоторых плитах можно видеть знак тамки "Т" – печати рода.
В бывшем здании медресе расположен крымскотатарский музей этнографии. Здесь можно увидеть некоторые элементы татарского быта.
Крымско — татарский воин.
История ислама.
В этом сосуде, сделанном из тыквы, дервиши носили воду в странствиях.
За сим закончим......