Очень часто я приезжаю в Коктебель, многие мои друзья знают это и смеются: поехала на СВОИ места?
Коктебель покоритель сердец, и это чувствуют многие, ведь загадочное, манящее: «я был в Коктебеле!» произносят с вуалью таинственности, улыбаясь в душе, тысячи жители многих стран:-).
А вы знаете его историю?
Современная история началась не так давно, после завоевания Россией Крыма, и населением его русскими…
А было это так: С 12 ноября 1831 года жил на земле Эдуард (наверняка в наше время его бы прозвали просто Эдик)). Родился он под Ригой (в Курляндии…хм….я думала это вымышленное название, из сказок)) .
К 29 годам это был: умнейшим человеком, активнейшим, пытливым, добрым, полным идей, был состоятельным, влиятельным, образованнейшим, и его величали Эдуардом Андреевичем Юнге.
За его плечами были тысячи верст многих стран, тысячи пудов книг, десятки написанных трактатов, докладов, статей и диссертация.
Звания, полученные за достижения перед отечеством впечатляют: Профессор, в 29 лет получил степень доктора медицины, действительный тайный советник, член Совета министра Государственных имуществ, директор академии в Москве, выдающийся ученый-офтальмолог! Стал кавалером Ордена Белого орла, Св. Анны 1-й и 2-й степени, Св. Станислава 1-й и 2-й степени, Св. Владимира 2-й и 3-й степени. Также был награжден знаком общества Красного Креста и золотой Демидовской медалью.
В возрасте 57 лет (в 1878 г), Эдуард Андреевич открыл страницы новой истории, имя которой - Коктебель (день рождения поселка я теперь буду отмечать - 29 октября).
Как известно из исторических книг Юнге гостил в Феодосии и отправился в Коктебель верхом (другого транспорта в те времена тут не водилось), вдоль моря по холмам. Местность ,по его мнению, имела сходство с Испанией, с Аликанте, где он побывал ранее, ему так понравилось - что он поручил знакомому местному инженеру, выкупить у разорившихся татарских «дворян» землю в окрестностях болгарской деревни Кок-Тебель.
Были оформлены как минимум две купчие крепости на землю и утверждены нотариусом Симферопольского Окружного суда 5 ноября 1878 года и 16 июня 1880-го.
Согласно аттестату на 1891 год недвижимого имущества за ним значилось в Таврической губернии, Феодосийском уезде 1173 десятины земли (купил он земли за смешную, на то время, цену - по рублю за десятину), чтоб понимали - 1 десятина = 1,0925 гектара.
В 1879 году Юнге единолично проводит винодельческие эксперименты, используя для приготовления коньяков, вин и игристых вин сорт винограда Ркацители (этот сорт до сих пор используют как крымскую базу всех вин и коньяков).
Эдуард мечтал превратить безводную и неухоженную долину в цветущий сад. Создал здесь искусственное водохранилище (ливневая запруда) для орошения виноградников (их Эдуард разбил на склонах), возвел небольшой домик (из пяти комнат и веранды) , около которого соорудил большой каменный ледник, его зимой заполняли льдом для сохранения продуктов круглогодично.
Постепенно сформировался хозяйственный двор с кухней, амбаром, конюшней, коровником, свинарником, прачечной. За хозяйственным двором была большая укатанная площадь – ток для молотьбы. По соседству с домом выросла винодельня с подвалом. Питьевую воду в бочках на лошадях возили из Хрущевского фонтана (Координаты: 44°58'41"N 35°14'25"E).
Своими силами мостил дорогу, которая связала Коктебель с Феодосией. Вопреки всем сложностям - успел «заложить основы товарного виноградарства и промышленного виноделия».
Юнге планировал возвести дачи, ведь гостей было очень много, к нему съезжались со всей России интеллигенты, литераторы, художники. Воплощение мечты производилось на деньги Юнге. Но завершить свои планы, без поддержки государства Эдуард не мог, им были написаны прошения в Министерство земледелия, в итоге - деньги не получили и дело было заброшено на половине.
4 апреля 1893 года пришло решение – в полудикие края голубых холмов приехал доктор Павел Павлович фон Теш (отец Максимилиана Волошина) с предложением- продать ему 20 десятин земли для строительства дачи.
Эврика! Юнге понял: продавая частями землю – он сможет добиться воплощения своей мечты. Для себя он решил – подобные владельцы помогут ему финансово и постепенно принесут цивилизацию и в дикий Коктебель.
3 июня 1893 года семья «Волошиных» стала первыми и полноправными собственниками частички мечты Юнге. Отмечают, что Эдуард Андреевич и юный поэт были очень дружны, профессор увлек Максимилиана своими рассказами, так как был практически единственным образованным человеком в Коктебеле.
Все это коктебельское время (с 1890 годов), Юнге был в гражданском браке с Надеждой Васильевной Миловской, занимавшейся в имении хозяйством.
С официальной супругой Екатериной Фёдоровной Толстой, они были в ссоре, но летом 1897 года, встретились в Ялте, когда Юнге был уже тяжело болен… Вот что писала его супруга: «Восемь лет тому назад, когда мы расстались, он был высокий, полный, надменный, сильный и физически и нравственно человек – теперь на кресле передо мной сидел худой, съежившийся, беспомощный, задыхающийся старик!». Из первого же разговора с бывшим мужем Екатерина Федоровна поняла, что ее письма последних лет Эдуарду Андреевичу просто никто не показывал, а его слова передавались в искаженном виде. Выяснилось, что Эдуард Андреевич был обижен на Екатерину Федоровну, которая ни разу не приехала за это время в Коктебель. Она же не смела ехать, так как была полностью дезинформирована относительно отношения к ней со стороны бывшего мужа. Но всё это было уже не важно…
Екатерина Федоровна всеми силами стремилась помочь мужу, европейские лечебницы и операция - увы, лишь ненадолго отсрочила смерть профессора.
15 сентября 1898 года, в возрасте 67 лет, Э. А. Юнге умер в Ялте (в п. Никите), там же и похоронен, в конце года Эдуарда Юнге перезахоронили в Коктебеле, в склепе, который был спроектирован на прибрежном холме (координаты 44°58′01″ с. ш. 35°15′51″ в. д.HGЯO).
Склеп располагается на холме, в склепе с обращённом в сторону моря входом, который был в стиле греческого строения, украшенный портиками (форма появившаяся в XI-VIII веках до н. э.). Вход был главным украшением и представлял собой двухколонный портик в дорическом стиле, с легкой примесью ионического — бороздками-каннелюрами на колоннах. Архитектор использовал принцип скифского традиционного захоронения - «ветроенность» внутри холма. Замысел был - соединить две культуры, знаковые для крымского пространства. Единственным напоминанием о христианстве служил крест, вырезанный на фронтоне портика.
В итоге склеп стал семейным, со временем тут похоронили почти всех родных… А в 1921 г. Склеп был разграблен большевиками. Во время Великой Отечественной войны фашистский корабль, приняв склеп за береговое укрепление, пальнул по нему, обломки сооружения упали в море, только в 1999 году на глубине 5 метров, в 200 метрах от берега, были найдены фрагменты колонн склепа. Сейчас эти останки склепа установлены для обозрения у входа в кафе "Бубны».
Сыновья: Владимир, Фёдор, Александр, Сергей продолжили дело отца, построили большой, красивый дом, развивали личную усадьбу, для финансирования своего проекта - они продавали землю частями, таким образом положили начало курортному поселку русской интеллигенции.
К 1930 году, в советском Коктебеле процветало строительство новых семейных очагов, свободных советских семей, разбирая здания усадьбы они не оставили и следа от всех хозяйственных построек... Вот такие времена. Хотя, если вдуматься – теперь в каждом строение Коктебеля – есть частичка мечты профессора!
После «правления» большевиков - уцелел только новый дом, построенный сыном Эдуарда Андреевича - Александром Эдуардовичем Юнге в 1913—1921 гг.
Печальная история любви, борьбы за идею, разрушенных планов – но истока замечательного атмосферного места.
Изучила – как прожила с ними все невзгоды, постигла их жизненные уроки, вдохнула горести, лишения, расцвет и падение, новые возможности и прощение двух любящих сердец.
Горестно и отрадно одновременно. Как проста и как сложна жизнь! Покойтесь с миром, уважаемые Юнге. Мы помним о Вас, мы благодарны Вам.
Но стоит верить, трудится, мечтать, заниматься любимым делом, исполнять мечты – и только тогда, быть может, будет зажигаться новая история замечательного места – голубых холмов Юнге, киммерии Волошина… моей страны лета.
С искренней любовью, тебе – теплый Коктебель, я столько о тебе узнала, о времени с 1878 по 1921 год…. Но есть история до и после – ее я изучу попозже.
p.s.
Существуют две основные версии происхождения названия Коктебель. Согласно первой из них Köktöbel следует переводить с крымскотатарского как «край голубых холмов» (kök — серо-голубой, töbe — холм, el — край, местность). Эту «поэтическую» этимологию названия можно встретить в большинстве путеводителей.По версии Валерия Бушакова словом töbel в крымскотатарском языке называют «звёздочку» на лбу у животного, а kök töbel значит «серый [конь] со звёздочкой на лбу». В пользу этой версии говорит существовавшее до середины XX века в Джанкойском районе Крыма село Кара-Тобель (qara töbel — «вороной [конь] со звёздочкой на лбу»). По-видимому кёктёбель и каратёбель — это названия кыпчакских родов, кочевавших в Средние Века в степной части Крыма[20].
Десятина представляла собой прямоугольник со сторонами в 80 и 30 («тридцатка») или 60 и 40 («сороковка») саженей.
Новый дом Юнге - Вилла «Киммерия» состояла из: 1 этаж с южной стороны - находилось большое помещение для хранения вин, с северной стороны, в полуподвале, сделано было помещение в виде небольшой таверны для приема покупателей и дегустации вин. В цокольном этаже — две жилые комнаты и просторная кухня, стены которой и большая плита были отделаны белыми кафельными плитками. Весь второй этаж занимал большой высокий зал, двери из которого выходили на два балкона с чудесной каменной колоннадой из высоких каннелюрованных колонн. С восточной стороны дома этот балкон был двухэтажный, т.е. в цокольном этаже и во втором — один над другим, и оба с одинаковыми колоннами. Налево от входа в зал находилась широкая деревянная лестница, ведущая на построенную над залом большую деревянную площадку, где отец собирался расположить свой кабинет и библиотеку. Внизу под этой площадкой, в левом углу зала, возвышался камин, украшенный красивой малахитово-зеленой фигурной керамической плиткой. Левее камина, под деревянной лестницей, была маленькая дверь на узкую крутую лестницу, ведущую вниз, в глухую комнату, где должно было сохраняться вино в бутылках. Прямо перед входом в зал, у противоположной стены, неподалеку от двери, ведущей на восточный балкон, стояла высокая печь, облицованная очень красивой керамикой синего цвета с перламутровым отливом. Отделка камина и печи была привезена из-за границы. С правой стороны от входа в зал был выход на южный балкон, такой же большой с высокими каннелюрованными колоннами. На главной лестничной площадке после зала продолжалась деревянная лестница вверх. Она выходила на верхнюю четырехугольную башню, причем вход в нее был люком и полом этой башни, под черепичною крышей. Башня была ориентирована своими сторонами по странам света. С высоты ее открывался изумительный вид на весь Коктебельский залив и окружающие его горы. Для снабжения питьевой водой Нового дома Александр Эдуардович намеревался использовать источник чудесной воды, бьющий из-под земли высоко на горе Кучук-Енишар (на вершине этой горы похоронен М. Волошин). Возле источника Юнге построил круглый каменный бассейн, в котором должна была скапливаться вода, а потом по трубам под естественным напором поступать в Новый дом, стоящий у подножия горы. Сейчас источник засыпан камнями, вода ушла в землю. О близости воды говорит лишь оазис зеленых кустов на этом месте. Каменный бассейн тоже исчез.
Источник: http://www.krimoved-library.ru/books/mir-usadebnoy-kulturi-vi-chteniya9.html
Благодарю Вас, за то,что дочитали до конца. Мне это важно.
Не забудьте подписаться на канал, чтоб не пропустить новости и интересности о Крыме!
С Уважением, Анастасия Солодовникова.