Известно много случаев, когда котики возвращались домой, проделав путешествие в сотни, а то и тысячи километров.Прямо сейчас один белый котик топает в Мурманск и уже проделал путь в 240 км.
Двуногие рабы также часто перенимают привычки своих мохнатых хозяев и об одном из них сейчас пойдет речь.
Франц Ксавер фон Верра родился в 1914 году в Швейцарии, но из-за банкротства семьи в годовалом возрасте был отдан на воспитание дальним родственникам в Германии. Детство у него прошло вполне обычное для тех лет. Состоял в Гитлерюгенде, кидал от сердца к солнцу, потом записался в спортивную школу СА (Sturmabteilung), затем лётное училище. В 1936 году он получил звание лейтенанта и был направлен в истребительную эскадрилью «Удет». С началом Второй Мясорубной повоевал над Польшей и над Францией, набив в процессе шесть фрагов, а затем присоединился к Битве за Британию.
25 августа 1940 г., вернувшись из боевого вылета над Англией, фон Верра заявил, что сбил над одним из аэродромов в графстве Кент сразу девять «Харрикейнов» — четыре в воздухе и пять на земле. Правда никаких доказательств он не предоставил и британской стороной эти победы впоследствии не подтверждались. Но на тот момент ему официально записали и эти. Действительно, чего их, чаехлебов, жалеть — пиши больше!
Однако уже 10 дней спустя в небе над Англией наш герой встретил несколько уже невыдуманных британских истребителей и тут дело как-то не заладилось. В «мессершмидте» Франца быстро наделали несовместимых с дальнейшим полётом отверстий и тому пришлось пропахивать брюхом землю Туманного Альбиона. «Мессер» отправился на изучение к технарям, а пилот — во временный лагерь для военнопленных.
Спустя какое-то время в голову местных властей пришла удачная (не очень) мысль. Пленных немцев становилось всё больше, а пользы от них никакой, только зря казенный чай с бисквитами переводят. И было решено привлечь их к какой-нибудь общественно полезной работе. Починке дорог, например. Идея может была и не такая плохая. Вот только для охраны стройотряда из 10 пленных, в состав которых вошел и фон Верра, выделили всего одного полицейского, вооруженного стандартной полицейской дубинкой. В том время как немцам выдали полноценный шанцевый инструмент. Результат был немного предсказуем.
При первой же возможности Франц отоварил незадачливого «бобби» лопатой по шлему и пустился в бега. На что он рассчитывал — переплыть Ла-Манш или добежать до нейтральной Ирландии — лично для меня загадка. Поймали его через пару дней, помариновали недельку в карцере и отправили в уже официальный лагерь для военнопленных №1 на западном побережье Британии. Думаете это надолго его удержало?
07 октября 1940 года Франц воспользовался невнимательностью конвоиров и просто перемахнул через забор. Хватились его только к вечеру. 10 октября, уже в сумерках, два солдата «хоумгарда» случайно наткнулись на него в заброшенном домике в полях. Франц не растерялся, выбил из рук солдата керосиновый фонарь и в возникшей темноте суматохе, хохоча умчался за линию горизонта. Еще через два дня местные жители заметили странного человека, лезущего вверх по скале в обход дорог и патрулей. Военная полиция оцепила район и после долгих поисков обнаружила клятого фошиста, который по ноздри закопался в какую-то грязевую яму. Не фортануло.
Франца фон Верра перевели в другой лагерь и там законопатили в одиночку уже на три недели. Чтоб подумал над своим поведением, так сказать. Он и подумал. Сразу после освобождения нашел группу немецких летчиков, которые уже вовсю копали тоннель для побега и быстро стал одним из самых инициативных ее членов. Что интересно, тоннель рыли 20 человек, но в побег должны были пойти только 5 — так была больше вероятность, что их хватятся не сразу и у сбежавших будет больше шансов на успех. К побегу подошли основательно, раздобыли через сочувствующих британских немцев деньги и поддельные документы. Шум от земляных работ маскировали, устроив кружок хорового пения Rammstein'а немецких народных песен. Ночью 20 декабря 1940 г. под шумок очередного авианалета пятеро пленных рванули через тоннель на свободу. После этого они разбежались кто куда, а фон Верра начал реализовывать свой Хитрый План. А именно — включил покерфейс на максималку, подошел к первому же полицейскому и представился голландским лётчиком, который ищет ближайшую базу ВВС. После оккупации их родины немцами многие голландские военные поступили на службу в британскую армию, так что ничего удивительного в самой ситуации в целом не было. Зато это отлично объясняло и акцент Франца и некие непонятки в документах — мол, оформляли наспех, в на базе обещали сделать как надо.
И действительно — немного помариновав «голландца» в отделении, полицейские отвезли его на авиабазу. Там он продолжил гнуть свою линию, да так убедительно, что его оставили без охраны, пока начальник авиабазы отправился проверять информацию. Связавших с руководством тот узнал, что никакие голландцы рядом не терялись, зато только что обнаружили побег из лагеря военнопленных. Тем временем фон Верра шустрым кабанчиком метнулся до ближайшего ангара и налил техникам полные уши, что ему назначен тренировочный полёт. К тому моменту, как в ангар на жопной тяге примчался начальник авиабазы с охраной, Франц сидел в кабине готового к вылету «харрикейна» и уже почти нашел где у этой штуковины гравицапа. Не фортануло х2.
После такого залёта британские власти отправили проклятущего немца аж в канадские лагеря. С формулировкой — «надоел». Ну чтобы уж точно не выбрался. Муахахахаха, — сказал Франц и на самом последнем этапе в Канаде сиганул с поезда в каких-то 50 км от границы с Америкой. Выдавая себя за голландского теперь уже моряка он на попутках добрался до границы, перешел ее в районе Огденберга и спокойно сдался пограничникам тогда еще нейтральных США.
Дальше — дело техники. Немецкий консул заплатил за Франца штраф за незаконный переход границы и довольно хитрым маршрутом — через Южную Америку, Африку, Испанию и Италию — отправил домой. В Германию Франц фон Верра прибыл аж в апреле 1941 года и был встречен, как национальный герой. Как-никак, единственный немец, сумевший выбраться из британского плена. Получив лично от любимого фюрера Железный Крест, звание капитана и вдоволь покупавшись в славе, Франц вернулся на передовую, где довел свой личный счет до 21 сбитого. На этой позитивной ноте историю можно было и закончить, но нет.
20 октября 1941 года 1-ю группу его эскадрильи перевели в Нидерланды для отдыха и тренировок. Во время учебного полёта над Северным морем 25 октября 1941 года у новенького Bf 109F Франца стуканул движок и ему пришлось сажать машину на воду. Спасательный отряд обнаружил самолёт, но пилота внутри не было. То ли его выбросило от удара об воду, то ли он вновь решил добираться до Германии своим ходом, но купание в октябрьской водичке в этих местах оказалось мало совместимо с выживанием. Подозреваю, что последней его мыслью было — «обидно, слушай».
PS
Если вы в процессе чтения гадали, откуда Франц Ксавер фон Верра получил такое стремление к побегу из плена и возвращению в родные края, то вот вам разгадка этой тайны.
Автор - Дима Шуман
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2