Приветствую вас на канале «Записки литературного редактора». Кто о чём, а я снова о заимствовании. Всё же согласитесь, болезненная это тема – кто у кого «портянки украл». И трудно бывает смириться и признать, что обвинения в заимствовании, а тем более в плагиате, бессмысленны, так как даже классическая литература наполнена сюжетами, которые кочуют из одного произведения в другое по разным странам и эпохам.
Что такое бродячие сюжеты
Сам термин появился в XIX веке, когда, видимо, авторы отчётливо поняли, что уже всё написано до них. Да ещё и оживившиеся в то время литературные критики постарались, отыскивая заимствования в текстах даже самых именитых писателей. Но в XX веке споры вокруг бродячих сюжетов слегка поутихли, чтобы снова всплыть уже в наше время.
Так вот, бродячие или кочующие сюжеты – это некие сюжетные или фабульные схемы, которые встречаются в литературе самых разных стран начиная с эпохи мифотворчества. Сначала такие бродячие сюжеты или мотивы обосновались в сказках, а уж оттуда перебрались практически во все литературные жанры.
Один из классических сюжетов – это «Золушка». Схема его такова: живёт бедная, но добрая и работящая сиротка (или неродная дочь/сын), которая терпит лишения из-за жадных и злых родственников. Но по счастливой случайности/волшебству её доброта и трудолюбие вознаграждаются, а злые родственники наказываются. Произведений с таким сюжетом много, думаю, каждый может назвать массу примеров — от «Морозко» до «Гарри Поттера».
Подобных сюжетов немало — по разным классификациям от 20 до 36. И главное – бродят эти сюжеты в литературе с незапамятных времён.
Откуда взялись бродячие сюжеты
Самая распространённая теория – миграционная. Ещё в XIX веке проводились исследования мифов и сказок народов мира, и наиболее очевидной причиной появления общих для разных культур сюжетов было признано заимствование. Причём назывался даже изначальный его источник: древнеиндийский эпос и сказания. А уже из Индии сюжеты сказок через Переднюю Азию попали в Европу, а в Россию через Китай и Тибет.
Сказки эти передавались устно, пересказывались, что-то менялось, сюжеты обрастали подробностями и особенностями, связанными с национальными традициями, но схема, фабула осталась той же самой.
Интересно, что в XX веке теория индийского источника подвергалась сомнениям, и даже опровержение ей нашлось. В одном из древнеегипетских папирусов обнаружился рассказ о девушке, проданной в рабство родственниками. После разных злоключений ее полюбил знатный юноша и нашёл по потерянной сандалии. Ничего не напоминает?
С моей точки зрения, заимствования, конечно, были. Куда же без них? Сказители в те давние времена были популярнее современных блогеров. Но главная причина кочующих сюжетов не в этом, а в сходстве условий жизни, психологии, человеческих проблем и ценностей. Наверное, часто сиротам и падчерицам жилось несладко, и слабых и беззащитных обижали сильные. Это общая проблема, вот в сказке люди и стремились эту проблему решить так, как считали справедливым. Сказка компенсировала то, чего не хватало в жизни, давала надежду на чудо, показывала, что лучшая жизнь и счастье возможны.
И таких жизненных ситуаций достаточно много. Например, когда старшие братья хитростью и обманом лишали наследства младшего, но он всё-таки восстанавливал справедливость.
Для получения желаемого нужно совершить геройский поступок, практически невозможное: освободить принцессу, убить сильного злодея/дракона, поймать жар-птицу. Но это и правильно. Желаемое не даётся просто так, ради этого требуется приложить усилия.
Красавица и чудовище – о великой силе любви. И о том, как должны вознаграждаться верность и преданность.
И более сложная, но не менее редкая проблема – проблема искуса, проблема выбора между добром и злом, тихой, спокойной жизнью или борьбой за счастье близких. А еще выбор проявлялся в сделке с тёмным и сверхъестественным существом, которое сулило счастье без борьбы и усилий. И понимание, что сделка эта ни к чему хорошему не приведёт. Сюжет «Фауста» кочевал по Европе задолго до В. Гёте.
Таким образом, в бродячих сюжетах рассматриваются и решаются жизненные проблемы, актуальные для всех времён и народов.
Бродячие сюжеты в современной литературе: можно ли их избежать
Довольно интересная и обширная тема, достойная диссертации. Но так как я ее писать не собираюсь, то на этом вопросе остановлюсь очень коротко.
Да, и в современной литературе эти схемы тиражируются, а читатели с удовольствием читают истории о современных Золушках, о Мальчиках-с-пальчик, хитростью побеждающих силу, об искушениях и договорах с Чёрным властелином, о путешествиях за Жар-птицей, конечно, завершающихся успехом.
Однако многие современные писатели стремятся вырваться из-под власти кочующих уже тысячелетия сюжетов. Ну, правда, нельзя же столько веков писать об одном и том же? Или можно?
Выход из этой ситуации есть, и многим писателям удалось написать то, чего нет в бродячих сюжетах. Как? Я бы выделила три пути.
- Придумать действительно что-то оригинальное и ни на что непохожее. Именно в попытках найти что-то совсем новое и родились многие постмодернистские произведения, в первую очередь, это относится к жанру магического реализма и к сюрреализму. О магическом реализме я писала, а в качестве примера сюрреализма в литературе можно назвать «Время Бармоглота» Дм. Колодана. Однако такие тексты сложно назвать массовой литературой, и успех их, скорее, случаен.
- Отказаться от сюжета вообще. Такие произведения тоже есть, некоторые даже пользуются популярностью, или, по крайней мере, известностью. Например, «Улисс» Джойса или «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары. А вообще, бессюжетных произведений много – это практически все хроники.
- Попробовать выйти за пределы нашей реальности, в другой мир, где другие проблемы. Однако сложно не столько найти какую-то «иномирную» проблему, сколько заинтересовать ей читателей из нашего мира. Но иногда это удаётся, например, в «Пикнике на обочине» Стругацких, в «Солярисе» С. Лема.
Но самый лучший путь, на мой взгляд, не пугаться бродячих сюжетов, а работать с ними. Ведь дело не в схеме, а в том, какое «мясо» автор нарастит на ней, как развернёт сюжет, что своего в него добавит. Тот же «Гарри Поттер» написан по самой классической, проходной схеме.
И ещё. Читатели любят книги, в которых автор затрагивает близкие им проблемы, то есть произведения с теми самыми кочующими сюжетами.