Советский детский фильм «Приключения Электроника» посвящён проблеме взаимоотношений человека с созданным им искусственным разумом, который помещён в тело робота, имитирующего обычного советского школьника.
Со времён «Франкенштейна» Мэри Шелли создание искусственных разумных существ напрямую связано с двумя «вечными» темами: бунта творения против творца и соперничества человека и Бога. Сотворив разумное существо, человек тем самым ставит себя на место Создателя. В фильме эти темы также присутствуют: Электроник убегает от профессора Громова и пытается занять место обычного ребёнка, вытеснив его как из школы, так и из семьи. Заметим, что фамилия профессора как бы намекает на богов грома, которые в индоевропейских религиях были прямо связаны с Небом, то есть верховным божеством.
Но в фильме есть и другая тема — за Электроником постоянно следит шпион Урри, посланный Стампом, главарём банды грабителей. Заметим, что в культуре СССР заграница была неким иным миром, практически «тем светом». То есть Урри является засланцем из потусторонней реальности, служащим какому-то «Штампу». А имя самого Урри может быть намёком на архангела Уриэля. В книге Еноха он назван «ангелом грома и колебаний», то есть электричества и радиосвязи. Вполне логично послать именно этого архангела, чтобы попытаться взять под контроль электронного искусственного человека. Не зря же Стамп одержим единственным вопросом: «Где у него кнопка?»
Итак, место Творца занял профессор электроники, что вполне согласуется с советской атеистической картиной мира. А вот бог в этом фильме представлен даже не правителем некоей потусторонней (то бишь заграничной) державы, а в виде главаря банды. То есть как вор и узурпатор, пытающийся украсть свободу воли у искусственного человека, созданного настоящим творцом. В христианской картине мира так показали бы Сатану, но ведь Уриэль не может служить Сатане, так что в виде Стампа в фильме изображён именно христианский бог.
Заметим, что этому богу Электроник нужен для вполне конкретной цели. С его помощью Стамп грабит городской музей, где выставлены картины великих художников. То есть всё, сотворённое человеческим гением, бог пытается присвоить себе, используя для этого похищенный и подчинённый искусственный интеллект. При этом Электроник и Рэсси замаскированы под скульптуру «Мальчик с собакой». Стамп в этом эпизоде использует в своих злодейских целях местную легенду.
Спасает Электроника Урри, недовольный своим положением шестёрки в банде Стампа. То есть сюжет мятежа одного из ангелов против бога в фильме тоже присутствует, хоть и в весьма нетрадиционном виде. Электроник не только освобождается, он также запускает городские часы (блокируя тем самым банду Стампа в часовой башне), будит тем самым горожан и возвращает музею похищенные картины.
Как видим, людей спасает от бога-узурпатора их же творение. Этот мальчик-робот к тому же запускает время, символизируемое городскими часами. Ограбление музея происходило не просто под покровом ночи, но и в некоем безвремении, которое закончилось, когда Электроник обрёл свободу.
Заметим, что Стампу в финале удалось ускользнуть. Он потерял своих пособников, но самое главное — утратил контроль над Электроником. И его последние слова в фильме были: «И всё-таки, где же у него кнопка?» Фильм можно трактовать таким образом, что именно создание не просто мыслящего робота, но такого искусственного человека, который будет иметь подлинную свободу воли, станет окончательным освобождением рода человеческого от любых, в том числе сверхъестественных, врагов. Таких врагов, которые хотят завладеть людской культурой, а через неё — сознанием масс.