Как уже говорилось в статье "Основание Москвы (по "Велесовой книге" и не только)", наша столица была основана в 597 году князем Моском Святояричем, пришедшем с Дуная.
Об основании Москвы Моском Святояричем говорят также и многие московские легенды. Например, легенды о Мосохе. В XVII веке на Руси было очень популярно предание о том, что Москву основал после Всемирного потопа патриарх Мосох, внук Ноя, младший сын Иафета.
Вот как говорится об этом событии в «Описании...» инока Тимофея Рвовского: «И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святого и великаго меченика Никиты».
Сей Мосох, «господарь всем нам» по словам летописца, был «муж крепкорукий и вытяганец лукосильный», и прибыл он с Араратской горы от отца своего Иафета.
Весьма вреоятно, что сия легенда содержит также и отзвуки действительно бывших событий. Исход с Кавказа может указывать на исход родов славян из Мидии и Кавказа, о чём говорят и дощечки. И потом, роду библейского патриарха Иафета (и сына его Гомера) соответствует род славянского патриарха Имира, или Богумира (по «Велесовой книге»), прародителя славян-киммерийцев.
Да и сами имена прародителей, в том числе имя Мосоха (библ. Мешеха), из первых глав Библии евреями были взяты из книг филистимлян-пеласгов, родственников славян. Так что имя Мосоха — разновидность древнего праславянского имени патриарха.
Существует ещё две легенды XVII века об основании Москвы, которые до сего времени почитали чистым баснословием. И тому были основательные причины.
Речь идёт о преданиях, помещенных в «Хронограф Дорофея». В сём «Хронографе» дан свод трёх известий об основании Москвы. Здесь наряду с Юрием Долгоруким основателями Москвы названы: некий небывалый «великий князь Даниил Иванович», а также Олег Вещий.
С известием об Олеге всё понятно. Очевидно, что он, как потом и Юрий Долгорукий, пришёл на уже обжитое место, возможно построил новую крепостцу. В сущности и сам Моска Святоярич в 597 году поступил также, он тоже пришёл не на пустое место (подробнее об этом было рассказано прежде).
Но кто такой Даниил Иванович? В «Хронографе» он именуется «великим князем», который в 1208 году «после Рюрика короля римского на четырнадцатое лето» пришёл сначала из Великого Новгорода в Суздаль, а потом отправился «изыскать места, где ему создать град престольный великому княжению своему». И вот попал он в долину Москвы-реки и наехал на некий остров «тёмен и непроходим зело, и в нем же было болото велико и топко». На том острове князь увидел малую хижину, в коей жил пустынник Букал. Далее летописец заметил, что на месте той хижины «на шестое лето по жизни Букалове» великий князь «заложи град и нарекоша имя ему Москва», и где была хижина потом поднялись царские палаты. Смысл сих слов, полагаю, не в том, что заложение города случилось через шесть лет после хождения из Новгорода, а в том, что за шесть лет до сего исхода и основания Москвы, жил Букала, а к приходу князя его хижина была пуста.
Для человека даже немного знакомого с историей Руси многое в сей легенде будет выглядеть необычно. Во-первых, никакого великого князя (да и не великого, а просто хоть сколько-нибудь заметного князя) Даниила Ивановича никогда не существовало. И не только в 1208, но и ни в каком ином году. Здесь произошло явное смешение некой древней легенды об основании Москвы и недавней об основании Данилова монастыря князем Даниилом Александровичем (а не Ивановичем!) Московским, происшедшем, кстати, через сто лет после указанной даты, в XIV веке.
В 1208 году Москва-река и Боровицкий холм были уже основательно обжиты. Здесь уже стоял значительный город, обустроенный при Юрии Долгоруком. Здесь были сёла боярина Кучки. По свидетельству историка Джувейни (умер в 1282), когда монголо-татары взяли Москву, было убито 270 тысяч её жителей (Москва отнюдь не была деревенькой и в то время, при ордынском нашествии, что начисто игнорируют наши учебники истории). И даже если эта цифра преувеличена, всё равно в XIII веке окрестности Москвы вовсе не были пустыней.
И всё же дата 1208 год явно появилась в «Хронографе» не случайно. Инок Дорофей её поставил исходя из того, что в источнике, на который он опирался, было указано, что некий князь пришёл из Новгорода в Суздаль и в долину Москвы-реки через 14 лет после начала правления некого «короля римского». Очевидно, что инок Дорофей, мало что понимавший в истории и в своих источниках, отождествил сего «короля римского» с Рюриком Ростиславовичем, который действительно за 14 лет до 1208 года стал киевским князем.
Почему так получилось? Да потому что Дорофей спутал сего Рюрика с варягом Рюриком, основателем династии Рюриковичей, а того производили из рода римских императоров, особенно популярна эта легенда была во времена Дорофея. Словом, у Дорофея всё в голове перепуталось: смешались Рюрик Годлавич и Рюрик Ростиславович (только его время правления знал Дорофей), да тут ещё впутался некий император... Какой? Очевидно, в источнике Дорофея было указание имени сего императора, созвучное имени Рюрика. Ясно, что его нужно искать в более древние эпохи.
Разгадать сей легендарно-исторический ребус вновь помогает нам «Велесова книга» и исторические известия о князе Моске Святояриче. В самом деле, Моска Святоярич покинул Дунайские земли, в том числе и Новгород на Дунае у озера Мурсийского в VI веке. Сей Новгород Дунайский (Новиетун), столица Словении находился тогда, по свидетельству готского историка Иордана (и, кстати, "Боянова гимна"), у истоков Дуная. Именно сей Новгород имеется в виду в легенде, изложенной Дорофеем.
Покинул столицу Словении Моск Святоярич в 597 году. А за 14 лет до этого в Византии пришёл к власти император Маврикий, с которым он и воевал. Надо полагать именно Маврикия имеет ввиду Дорофей, говоря о «короле римском», такое хронологическое совпадение не может быть случайным!
Сама мифологическая обстановка легенды говорит за то, что речь в ней идёт именно о Моске Святояриче. Даниилом Ивановичем он мог стать потому что был из рода Ванов (венедов) и пришёл с Дуная (Данавия). Его могли звать и Моском, то есть Мудрым, а также Моском Дунайским из рода Ванов (Мудрым Даном из Ванов). Кстати, и имя Дан (Дон) и имя Моск являются прозваниями бога Велеса. Нельзя исключать и то, что у Моска наряду с родным было и христианское имя (уже Бус был христианином). Так он и стал Даниилом Ивановичем. А к XVII веку образ Дана-Моска из Ванов слился с образом Даниила Московского, сына Александра Невского. Легенда, изложенная Дорофеем, суть соединение преданий о Моске Дунайском, основателе Москвы, Мосохе Иафетовиче и Данииле Московском, основателе Данилова монастыря.
В таком случае, текст «Хронографа Дорофея» доносит до нас драгоценные сведения о древних деяниях Моска Святоярича, передает дух той эпохи.
После возвращения имён Маврикия, Моска Святоярича реставрированная изначальная легенда приобретает следующий вид: «В 167 году от Карпатского Исхода князь великий Моск Святоярич после Маврикия короля римского 14-е лето пришёл из Новгорода Дунайского в Суздаль...» Кстати, это означает, что Суздаль тогда уже существовал.
После этого Моска Святоярич приехал на остров пустынника Букала, и тут, согласно легенде, у него было видение. И узрел он «зверя превелика и пречудна, троеглава и красна зело». Сопровождавший Моска Святоярича мудрец Василий-гречанин так истолковал сие видение: «На месте сем созиждется град превелик, и распространится царствие твое треугольное, и в нём умножатся разных орд люди». Так мудрец истолковал видение Великого Триглава. Три главы — суть образ треугольного царства, разные цвета —суть то, что в сём граде будут жить люди со всех стран света.
Заметим, что триглавым изображали и Велеса, да и имя мудреца толкующего сие видение также обычный заменитель имени Велеса. Можно вспомнить и то, что на Боровицком холме до середины XIX века лежал Велесов камень (см. статью «Святилище Велеса в Кремле», НиР, № 10, 1997). Да и сам Моск был из рода Велеса. То есть Москва была основана при покровительстве Велеса, этим также оправдывается упоминание о ней в «Велесовой книге».
Согласно этому предсказанию, в 597 году и была заложена Москва князем Моском Святояричем. Хотя, тут заметим, есть и более ранние датировки (скажем, по "Ярилиной книге").
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси