Найти тему
Александр Асов и К°

Так сколько же лет Москве? По легендам, более полутора тысяч!

Основание Москвы по А. Васнецову
Основание Москвы по А. Васнецову

Как уже говорилось в статье "Основание Москвы (по "Велесовой книге" и не только)", наша столица была основана в 597 году князем Моском Святояричем, пришедшем с Дуная.

Об основании Москвы Моском Святояричем говорят так­же и многие московские легенды. Например, легенды о Мосохе. В XVII веке на Руси было очень популярно предание о том, что Москву основал после Всемирного потопа патриарх Мосох, внук Ноя, младший сын Иафета.

Вот как говорится об этом событии в «Описании...» инока Ти­мофея Рвовского: «И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мъсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святого и великаго мече­ника Никиты».

Сей Мосох, «господарь всем нам» по словам летописца, был «муж крепко­рукий и вытяганец лукосильный», и прибыл он с Араратской горы от отца своего Иафета.

Основательнее эту легенду я уже разбирал в статье "А сколько лет Москве? Нет, не девять веков... Много больше!"

Весьма вреоятно, что сия легенда содержит так­же и отзвуки действительно бывших со­бы­тий. Исход с Кавказа может указывать на исход родов славян из Мидии и Кавказа, о чём говорят и дощечки. И потом, роду библейского патриарха Иафета (и сына его Гомера) соответствует род сла­вян­ского пат­риар­ха Имира, или Богумира (по «Веле­совой книге»), пра­родителя славян-киммерийцев.

Да и сами имена пра­роди­телей, в том числе имя Мосоха (библ. Мешеха), из первых глав Библии евреями были взяты из книг филист­имлян-пеласгов, родственников славян. Так что имя Мо­соха — разновидность древнего праславянского имени патриарха.

Патриарх Мосох Иафетович
Патриарх Мосох Иафетович

Существует ещё две легенды XVII века об основании Мос­квы, которые до сего времени почитали чистым басно­словием. И тому были основательные причины.

Речь идёт о преданиях, помещенных в «Хронограф Доро­фея». В сём «Хронографе» дан свод трёх известий об ос­новании Москвы. Здесь наряду с Юрием Долгоруким осно­ва­телями Москвы наз­ваны: некий небывалый «вели­кий князь Даниил Ива­нович», а также Олег Вещий.

С известием об Олеге всё понятно. Очевидно, что он, как по­том и Юрий Долгорукий, пришёл на уже обжитое место, воз­мо­жно построил новую крепостцу. В сущности и сам Моска Святоярич в 597 году поступил также, он тоже пришёл не на пустое место (под­робнее об этом было рассказано прежде).

Но кто такой Даниил Ива­нович? В «Хронографе» он име­нуется «великим князем», который в 1208 году «после Рюрика короля римского на четырнадцатое лето» пришёл сначала из Великого Новгорода в Суздаль, а потом от­пра­вился «изыскать места, где ему создать град прес­тольный великому княжению сво­ему». И вот попал он в до­лину Москвы-реки и наехал на некий остров «тёмен и непро­ходим зело, и в нем же было болото велико и топко». На том острове князь увидел малую хижину, в коей жил пустынник Букал. Далее летописец за­ме­тил, что на месте той хижины «на шестое лето по жизни Букалове» великий князь «заложи град и нарекоша имя ему Москва», и где была хижина потом поднялись царские па­латы. Смысл сих слов, полагаю, не в том, что заложение города случилось через шесть лет после хождения из Новгорода, а в том, что за шесть лет до сего исхода и основания Москвы, жил Букала, а к приходу князя его хижина была пуста.

Для человека даже немного знакомого с историей Руси мно­­гое в сей легенде будет выглядеть необычно. Во-пер­вых, ни­ка­кого ве­ликого князя (да и не великого, а прос­то хоть сколько-ни­будь заметного князя) Даниила Ива­новича никогда не суще­ствовало. И не только в 1208, но и ни в каком ином году. Здесь произошло явное сме­шение некой древней легенды об осно­вании Москвы и недавней об основании Данилова мо­настыря князем Да­ниилом Алек­сан­дро­вичем (а не Ива­но­ви­чем!) Москов­ским, проис­шедшем, кста­ти, через сто лет после ука­занной даты, в XIV веке.

Данилов монастырь
Данилов монастырь

В 1208 году Москва-река и Боровицкий холм были уже ос­но­­вательно обжиты. Здесь уже стоял значительный го­род, обу­с­тро­енный при Юрии Долгоруком. Здесь были сёла бо­я­рина Кучки. По свидетельству историка Джу­вей­ни (умер в 1282), когда мон­голо-татары взяли Москву, было убито 270 тысяч её жителей (Москва отнюдь не была деревенькой и в то время, при ордынском нашествии, что начисто игнорируют наши учебники истории). И даже если эта цифра преувеличена, всё равно в XIII веке окрест­ности Москвы вовсе не были пу­стыней.

И всё же дата 1208 год явно появилась в «Хро­но­графе» не случайно. Инок Дорофей её поставил исходя из того, что в ис­точ­нике, на который он опирался, было указано, что некий князь пришёл из Новгорода в Суздаль и в долину Москвы-реки через 14 лет после начала прав­ления некого «короля римского». Очевидно, что инок Дорофей, мало что по­нимавший в истории и в своих ис­точниках, отождествил сего «короля римского» с Рюри­ком Ростиславовичем, который дей­ствительно за 14 лет до 1208 года стал киевским князем.

Почему так получилось? Да потому что Дорофей спу­тал сего Рюрика с варягом Рюриком, основателем дина­стии Рю­риковичей, а того производили из рода римских императоров, особенно популярна эта легенда была во времена Дорофея. Словом, у Дорофея всё в голове пере­пу­талось: сме­шались Рюрик Годлавич и Рюрик Ростиславович (толь­ко его время прав­ления знал Дорофей), да тут ещё впу­тался некий импе­ратор... Какой? Очевидно, в источнике Дорофея было ука­зание имени сего императора, созвуч­ное имени Рюрика. Ясно, что его нужно искать в более древние эпохи.

Разгадать сей легендарно-исторический ребус вновь по­могает нам «Велесова книга» и исторические известия о кня­зе Моске Святояриче. В самом деле, Моска Святоярич покинул Дунайские зем­ли, в том числе и Новгород на Дунае у озера Мур­сийского в VI веке. Сей Новгород Дунай­ский (Нови­етун), столица Словении на­хо­дился тогда, по свиде­тель­ству готского историка Иордана (и, кстати, "Боянова гимна"), у истоков Дуная. Именно сей Новгород имеется в виду в легенде, изложенной Дорофеем.

Покинул столицу Словении Моск Святоярич в 597 году. А за 14 лет до этого в Византии пришёл к власти император Мав­рикий, с которым он и воевал. Надо полагать именно Маврикия имеет ввиду Дорофей, говоря о «короле римском», такое хроно­логическое совпадение не может быть случайным!

Сама мифологическая обстановка легенды говорит за то, что речь в ней идёт именно о Моске Святояриче. Да­ниилом Ива­новичем он мог стать потому что был из рода Ванов (венедов) и пришёл с Дуная (Данавия). Его могли звать и Моском, то есть Мудрым, а также Моском Ду­найским из рода Ванов (Мудрым Даном из Ванов). Кстати, и имя Дан (Дон) и имя Моск являются прозваниями бога Велеса. Нельзя исклю­чать и то, что у Моска наряду с родным было и христианское имя (уже Бус был христианином). Так он и стал Даниилом Ива­­новичем. А к XVII веку образ Дана-Моска из Ванов сли­л­ся с образом Да­ниила Московского, сына Александра Невского. Легенда, изложенная Дорофеем, суть соединение пре­да­ний о Моске Дунайском, основателе Москвы, Мосохе Иафе­товиче и Данииле Московском, основателе Данилова монастыря.

В таком случае, текст «Хронографа Дорофея» доносит до нас драгоценные сведения о древних деяниях Моска Святоярича, передает дух той эпохи.

После возвращения имён Маврикия, Моска Святоярича рес­таврированная изначальная легенда приобретает следу­ющий вид: «В 167 году от Карпатского Исхода князь ве­ликий Моск Святоярич после Маврикия короля римс­кого 14-е лето пришёл из Новгорода Дунайского в Суз­даль...» Кстати, это означает, что Суздаль тогда уже су­ществовал.

После этого Моска Святоярич приехал на остров пу­стын­ни­ка Букала, и тут, согласно легенде, у него было ви­де­ние. И узрел он «зверя превелика и пречудна, троеглава и красна зело». Сопровождавший Моска Святоярича мудрец Василий-гре­ча­нин так истолковал сие видение: «На месте сем со­зиждется град превелик, и распространится царствие твое тре­угольное, и в нём умножатся разных орд люди». Так мудрец истолковал видение Великого Три­глава. Три гла­вы суть образ треугольного царства, разные цве­та суть то, что в сём граде будут жить люди со всех стран света.

Заметим, что триглавым изображали и Велеса, да и имя мудреца толкующего сие видение также обычный заменитель имени Велеса. Можно вспомнить и то, что на Боровицком холме до середины XIX века лежал Велесов камень (см. статью «Святилище Велеса в Кремле», НиР, № 10, 1997). Да и сам Моск был из рода Велеса. То есть Москва была основана при покровительстве Велеса, этим также оправдывается упомина­ние о ней в «Велесовой книге».

Согласно этому предсказанию, в 597 году и была заложена Москва князем Моском Свято­яричем. Хотя, тут заметим, есть и более ранние датировки (скажем, по "Ярилиной книге").

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси