Самые массовые советские электрички – кругломордые ЭР2 – завершают свою службу. В Петербурге такая электричка совершила последний рейс. Теперь такие поезда можно будет увидеть только на ретро-маршрутах в Москве и в музее.
Самый массовый электропоезд
Электрички ЭР2 выпускали с 1962 по 1984 год Рижским вагоностроительным заводом. Это были самые распространенные в Советском Союзе электрички для работы на сетях постоянного тока. Больше всего их было в Москве и Петербурге.
По сути, все последующие электропоезда, производство которых перешло на Демиховский завод в Подмосковье и уже закрывшихся Торжокский завод в Тверской области являются логическим продолжением ЭР2. С точки зрения пассажира, поезда постепенно эволюционировали. В них добавляли туалеты, менялась обивка сидений. В современных электричках есть уже и кондиционеры, и USB-зарядки.
Но в ЭР2 не было ничего, даже туалета. Тем не менее, для многих эта кругломордая электричка – из детства. Именно поэтому по ней сейчас вдруг начали так тосковать.
Конец эпохи ЭР2
Дошедшие до нас электрички семейства – это, конечно, модернизированные ЭР2. То, что мы видели до последнего времени в Петербурге, – ЭР2К. На такой электричке я ездил весной 2019 года в Крыму, в частности из Симферополя в Севастополь.
Сейчас «Южная пригородная пассажирская компания» заменила старые ЭР2К новым подвижным составом.
Внутри – деревянные лавки, окна – стеклопакеты. Довольно громкая и совсем некомфортная. Кстати, ЭР2К бывают не только «кругломордыми». Некоторым во время модернизации меняли кабину. Получалось вот так.
Однако последняя кругломордая ЭР2К работала в Петербурге. По выходным она ходила в Советский. Из-за того, что часть пути по этому маршруту не электрифицирована, ее по этому участку тащил тепловоз.
Я застал отправление этой электрички в Советский на Финляндском вокзале Петербурга 22 августа 2020 года.
По другим дням ее можно было заметить, в частности, на Сосновском направлении. Мне присылали друзья фотографии поезда изнутри.
Тем не менее, в последний рейс ЭР2К отправилась именно на Советский, пишет «Гудок». Часть пути электричка прошла под тепловозом М62.
Наблюдатели, правда, говорят, что видели эту электричку и после на сосновском направлении, но в любом случае это ее последние рейсы.
Эта конкретная электричка с номером 930 была построена в 1971 году. До середины 1990-х она эксплуатировалась на Московском направлении, затем – на Витебском. С 2008 года после дооборудования использовалась на участке Зеленогорск – Советский летом по выходным дням, в остальные дни работала и на других направлениях.
Сегодня на балансе Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава остается три «кругломордых» электрички, сообщает «Гудок» со ссылкой на начальника дирекции. Их сохранят для участия в различных выставках и ретро-турах. Кроме того, одна из электричек ЭР2К-980 будет запущена, как ретропоезд на маршруте Москва – Яхрома. В конце лета электричка уже прошла по этому направлению. Говорят, управлял поездом сам Дмитрий Пегов (замглавы РЖД).
О дате запуска ретро-электрички пока не сообщается.