Найти в Дзене

Как можно использовать накопленную клиентскую базу?

Оглавление

Клиентская база компании может быть ценным активом, который приносит серьёзную дополнительную выгоду для компании. Может быть таким активом, а может и не быть.

Чтобы ваша клиентская база была работающим активом важно:

  • Как можно раньше сформулировать задачи, для которых вы будете использовать клиентскую базу
  • Исходя из сформулированных задач спроектировать набор признаков по каждому клиенту
  • Выбрать программное обеспечение, в котором вы сможете хранить и вести вашу клиентскую базу со всеми нужными вам признаками для каждого клиента
  • Обеспечить правильность сохранения новых записей в клиентскую базу и её дальнейшее ведение сотрудниками вашей компании (регламенты, обязательные для заполнения в CRM свойства сделок и компаний, обучение и инструкции)

Важные моменты по клиентской базе я описал в статье Клиентская база Шрёдингера.

Изображение с сайта pexels.com
Изображение с сайта pexels.com

Далее перечислим те задачи, для которых бизнес может использовать свою клиентскую базу

Обзвоны

Если вы грамотно ведёте свою клиентскую базу, то вы храните в своей клиентской базе признаки потенциального интереса своих клиентов. Например:

  • Категории номенклатуры, которые клиент покупает
  • Даты закрытия сделок, по которым можно рассчитать, когда у клиента скорее всего возникнет новая потребность купить или сервисно обслужить уже купленное
  • Или ещё какие-то признаки, которые вам стали известны, и благодаря которым вы можете предположить возникновение потребности у клиента

По такой клиентской базе можно запустить холодные обзвоны. Ваша CRM в таком случае должна уметь:

  • Сегментировать клиентскую базу по нужным признакам клиента
  • Создавать задачи по обзвону на менеджеров

Если CRM не создаёт обзвоны сама, то должна быть хотя бы интеграция с какими-либо сервисами обзвона.

Какие признаки клиента нужны для такого использования клиентской базы: «коммерческие» признаки клиентов, по которым вы понимаете, что им предлагать, номера телефонов.

Рассылки

Рассылки бывают разного назначения, например:

  • С прямым предложением купить что-то — новый товар или услугу
  • Информирующие об акциях, скидках, распродажах
  • Тематические информационные, например, раскрывающие какую-то тему по вашей сфере деятельности и со ссылкой в ваш блог для более детального изучения
  • Сервисные (например: «ваш заказ принят в производство», или «вы успешно записаны на семинар 23.09.2034»)

Рассылки также разделяются по типу:

  • Email-рассылки
  • Рассылки в мессенджеры
  • Рассылки в социальные сети
  • SMS-рассылки
  • Голосовые рассылки (без участия менеджеров, как в обзвонах, заданный текст начитывает робот)

Какие признаки нужны: помимо «коммерческих», также нужны контактные данные, соответствующие типу рассылки: email-адреса, номера телефонов, аккаунты социальных сетей, id-диалога в соответствующем мессенджере (здесь таится важная особенность, которую нужно учитывать при интеграции CRM с мессенджерами, об этом — скоро, в отдельной статье).

Генерация документов из шаблона по текущему рабочему процессу

Клиентская база вообще должна учитывать не только задачи её последующего использования, но и все особенности текущего рабочего процесса. В частности, на каком-то этапе сделки менеджерам может понадобиться документ для клиента по типовой форме (коммерческое предложение, подборка вариантов, договор). Вручную заполнять — долго и высока вероятность опечаток.

Когда под рукой есть CRM, эту задачу можно решить настройкой шаблонов нужных документов для ускорения и упрощения работы менеджеров, а также для исключения случайных ошибок.

Использование клиентской базы для генерации документов по шаблону на примере Битрикс24 описан в этой статье блога нашей компании.

Реклама

Из некоторых CRM есть возможность выгружать сегмент клиентской базы в аудиторию рекламного кабинета какой-либо социальной сети (vk, fb, instagram) или какой-либо поисковой системы (Яндекс, Google). Если CRM нет, то можно вручную загрузить часть свой клиентской базы через файл в тот или иной рекламный кабинет.

Какие признаки нужны: «коммерческие» для сегментации, а также номера телефонов или email-адреса клиентов, чтобы социальная сеть или поисковик смогли найти этих людей и «откручивать» им вашу рекламу.

Анализ для принятия решений

Бизнес также может анализировать свою накопленную клиентскую базу, чтобы понять:

  • Кто клиент?
  • Что чаще/реже покупают?
  • Какая эффективность у разных менеджеров в плане продаж и почему?
  • Какая динамика продаж на длительных интервалах времени?
  • Другие срезы за период по клиентам / менеджерам / товарам (услугам) / географии (и любым другим признакам)

Видеть всю историю работы с каждым клиентом

Это возможно только при ведении клиентской базы в CRM, когда и хранение клиентской базы, и текущая работа по продажам ведётся в одной информационной среде, которая корректно интегрирована со всеми каналами общения компании с клиентами (телефония, почта, социальные сети, мессенджеры, сайты).

В этом случае CRM сохраняет всё, что делалось по отношению к конкретному клиенту: записи телефонных разговоров с ним, переписку, задачи, которые ставились по сделкам с этим клиентом и вся история сделок, как успешных, так и неуспешных.