Ледокол «Анастас Микоян» (пр.51 «Иосиф Сталин») с началом Великой Отечественной войны был принят в состав ВМФ СССР. Командир - кап.2р Сергеев Сергей Михайлович. В августе 1941г на «Микояне» установили орудия: 3 ×130 мм, 6 × 76 мм и 4 пулемёта ДШК. Вспомогательный крейсер «Микоян» принимал участие в обороне Одессы. В ноябре 1941 г ГКО СССР принял решение направить п/х «Анастас Микоян» на Чукотку для проводки судов с военными грузами по СМП.
Чтобы пройти Босфор и Дарданеллы, экипажу «Микояна» пришлось снять вооружение и переодеться в гражданскую одежду. Не обнаружив на судне ничего «военного», турки дали добро. Эгейское море контролировали итальянцы и немцы. Союзники-англичане отказались обеспечить проводку безоружного парохода, поэтому «Микоян» шел скрытно, жался к берегу, днем отстаивался в шхерах. У о.Родос его обнаружили итальянские торпедные катера. Кап.2р Сергеев приказал: в плен не сдаваться, в случае захвата, ледокол будет затоплен. Команда вооружилась пиками и топорами, комсостав - утаенными от турок пистолетами. Экипаж «Микояна» был готов сражаться до конца. Итальянские ТКА начали атаку. Командир уклонился от 4 торпед! Прилетело 3 торпедоносца. Навстречу первому атакующему самолету моряки выпустили струю воды из гидромонитора. При луне она стала похожа на стену и летчик отвернул - торпеда прошла мимо. Так же ушли от второй атаки. Третий пилот сбросил торпеду на парашюте - Сергеев уклонился. Итальянцы обстреливали п/х из пулеметов. На судне возник пожар, многие были ранены. Внезапный ливень стал для ледокола спасением – при нулевой видимости «Анастас Микоян» оторвался от врага и вышел из его зоны контроля.
В «английской зоне» советские моряки поддержки не получили -
союзники направили судно в Бейрут. Не получив захода и в Бейруте, «Микоян» проследовал в Хайфу. В Хайфе экипаж замучили перешвартовками. Потом моряки поняли для чего: так, не рискуя, англичане пытались обнаружить мины в порту. После ремонта «Анастас Микоян» шел на выход из порта вслед за английским танкером «Феникс», который и «нашел» мину. От взрыва акватория п.Хайфа запылала горящей нефтью. Команда «Микояна» приняла на борт обожженных членов экипажей 2 судов. Когда огонь отрезал английских зенитчиков на волноломе - наши моряки, на спасательной шлюпке, спасли их. «Благодарные англичане» так и не доставили обещанные зенитные пулеметы. Через Суэцкий канал ледокол вышел в Индийский океан, где хозяйничали японские ПЛ. И судно было атаковано… англичанами. Позже они объяснили, что приняли «Микояна» за немецкий рейдер. В Момбасе Сергеев на просьбу о помощи в проходе сложного Мозамбикского пролива, получил отказ. Далее советский пароход пошел самостоятельно. В Кейптауне формировался караван на Южную Америку, но для «Микояна» места в нем не нашлось. Мотивировка: малая скорость ледокола. Сергей Михайлович заметил, что скорость каравана 9 узлов, а у «Микояна» - 12. Тогда союзники привели другой аргумент: от вашего парохода много дыма - это всех демаскирует.
Штормовыми южными широтами «Анастас Микоян» в одиночестве пересек Атлантику. Нейтральный порт Монтевидео (Уругвай) дал заход судну. После ремонта и получения снабжения, пароход вышел курсом на Нью-Йорк. Это была дезинформация, т.к. Монтевидео кишел немецкими шпионами. Первой же ночью судно развернулось и взяло курс на мыс Горн. Встреча с немецкими ПЛ здесь была очень вероятна, поэтому пошли через Магелланов пролив. Затем на север - вдоль побережья Южной и Северной Америки - до Сан-Франциско. В июне 1942г ледокол «Анастас Микоян» пришел во Владивосток. Здесь провели ремонт и вооружили судно. Теперь курс лежал в Анадырский залив. В б.Провидения его ждал караван из 19 транспортов и 3 кораблей - Экспедиция особого назначения ЭОН-18. Ее цель - за одну навигацию пройти СМП с военными грузами.
Командование вспомогательным крейсером «Анастас Микоян», принял кап.3р Юрий Константинович Хлебников. Кап.2р Сергеев С.М. отбыл во Владивосток. П/х «Анастас Микоян» пришел в Молотовск, ныне Северодвинск, в декабре 1942 г, выполнив проводку каравана ЭОН-178.
Источники: Яндекс