Красавица в гробу. Эрос и Танатос. Чувственная любовь и смерть. Испытание, которое нужно пройти.
Миф о временно умершей (уснувшей) красавице встречается у разных народов. Скорее всего, в древности это был особый обряд посвящения, когда девушка получала доступ к тайным знаниям. Чтобы вызвать временную смерть, колдуны и жрецы прибегали к магии, точнее, к магическим предметам. Это могли быть иголки, шпильки, гребёнки, могли быть отравленные плоды, могла быть одежда, примерив которую, девушка на время лишалась жизни. Умершую помещали в хрустальный или стеклянный гроб. Люди верили, что горный хрусталь сохраняет прохладу, а значит, убережёт тело от тления, а кроме того, красавица доступна взглядам. Образ завораживает – не случайно его так часто используют в кино.
Не умерла, но прилегла отдохнуть. Так можно сказать про героиню «Белоснежка и семь гномов» - первого полнометражного анимационного фильма (США, 1937 год). Такую и будить жалко.
Наша русская дева из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Ивана Иванова-Вано (СССР, 1951 год), в отличие от гламурной Белоснежки, выглядит слегка усталой, что делает её особенно близкой зрительницам, у которых жизнь – не пряник. Кстати, в фильме героиня просыпается от поцелуя королевича Елисея, тогда как у Пушкина он только вдребезги разбивает хрустальный гроб.
Ещё одна прекрасная покойница, чья смерть роковым образом изменила судьбу и супруга-царя, и державы – царица Анастасия из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (СССР, 1944 год). В гробу – актриса Людмила Целиковская, одна из первых красавиц советского кино.
А это фото сделано в перерыве съёмок. Объявлен перекур, но вставать из гроба нельзя, чтобы не смять погребальный убор. Рядом с Целиковской её муж, артист Михаил Жаров (в фильме – Малюта Скуратов). Любопытно, что сыгравший Грозного Николай Черкасов получил за эту роль Сталинскую премию, а Целиковская осталась без награды. Ходит байка, будто её имя вычеркнул из списка сам вождь со словами: «Таких цариц не бывает».
Фильм Сергея Козинцева «Дон Кихот» (СССР, 1957 год). На возвышении – мнимая покойница, придворная дама Альтсидора, якобы умершая по причине безответной любви к странствующему рыцарю.
В роли Альтсидоры – актриса Тамилла Агамирова, жена цыгана номер один Советского Союза Николая Сличенко.
Тоже испанские страсти. Сцена из фильма Луиса Бунюэля «Веридиана» (Испания, 1961 год). Зажиточный стареющий мужчина дон Хайме (Фернандо Рей) просит свою племянницу Веридиану надеть свадебное платье своей жены – в этой одежде супруга умерла в первую брачную ночь. Дон Хайме подсыпает в бокал племянницы снотворное, и когда та засыпает, укладывает её в постель. Католическая церковь признала фильм аморальным и он шестнадцать лет был запрещён к показу в Испании.
Сыгравшая Веридиану Сильвия Пиналь – мексиканская актриса, при жизни удостоенная памятника на родине, в Мехико.
Ещё одна временно уснувшая красавица – Настенька из фильма Александр Роу «Морозко» (СССР, 1964 год). Актриса Наталья Седых не только снималась в кино – она выступала в составе балетной труппы Большого театра.
Вовсе не кроткая жертва эта юная панночка, она же – старуха-ведьма. Первый советский фильм ужасов «Вий» (СССР, 1967 год). Режиссёры – Константин Ершов и Георгий Кропачёв. В гроб легла Наталья Варлей.
Одна из самых жутких сцен – с гробом, летающим по церкви, чуть не закончилась бедой, когда Варлей выпала из гроба.
Клип Милен Фармер Tristana снят в 1987-м, к семидесятилетию Октябрьской революции. История Белоснежки соединяется с воспоминаниями о революционной России. Трогательный в своей наивности и простодушии образец тогдашнего постмодернизма, готового рифмовать что угодно: хоть бороду-лопату Карла Маркса с мочалками гномов, хоть злые чары магов - с ужасами большевизма в представлении западных массмедиа.
И снова – «Белоснежка» (Германия, 2009 год). Исполнительница главной роли Лаура Берлин в пятнадцать лет начала карьеру модели, училась актёрскому мастерству. В девятнадцать получила предложение режиссёра Томаса Фрейднера сыграть в его фильме бедную принцессу, которую хочет погубить злая мачеха.