Найти тему

Прекрасные покойницы

Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера"
Кадр из фильма "Дракула Брэма Стокера"

Красавица в гробу. Эрос и Танатос. Чувственная любовь и смерть. Испытание, которое нужно пройти.

Миф о временно умершей (уснувшей) красавице встречается у разных народов. Скорее всего, в древности это был особый обряд посвящения, когда девушка получала доступ к тайным знаниям. Чтобы вызвать временную смерть, колдуны и жрецы прибегали к магии, точнее, к магическим предметам. Это могли быть иголки, шпильки, гребёнки, могли быть отравленные плоды, могла быть одежда, примерив которую, девушка на время лишалась жизни. Умершую помещали в хрустальный или стеклянный гроб. Люди верили, что горный хрусталь сохраняет прохладу, а значит, убережёт тело от тления, а кроме того, красавица доступна взглядам. Образ завораживает – не случайно его так часто используют в кино.

-2

Не умерла, но прилегла отдохнуть. Так можно сказать про героиню «Белоснежка и семь гномов» - первого полнометражного анимационного фильма (США, 1937 год). Такую и будить жалко.

-3

Наша русская дева из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Ивана Иванова-Вано (СССР, 1951 год), в отличие от гламурной Белоснежки, выглядит слегка усталой, что делает её особенно близкой зрительницам, у которых жизнь – не пряник. Кстати, в фильме героиня просыпается от поцелуя королевича Елисея, тогда как у Пушкина он только вдребезги разбивает хрустальный гроб.

-4

Ещё одна прекрасная покойница, чья смерть роковым образом изменила судьбу и супруга-царя, и державы – царица Анастасия из фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (СССР, 1944 год). В гробу – актриса Людмила Целиковская, одна из первых красавиц советского кино.

-5

А это фото сделано в перерыве съёмок. Объявлен перекур, но вставать из гроба нельзя, чтобы не смять погребальный убор. Рядом с Целиковской её муж, артист Михаил Жаров (в фильме – Малюта Скуратов). Любопытно, что сыгравший Грозного Николай Черкасов получил за эту роль Сталинскую премию, а Целиковская осталась без награды. Ходит байка, будто её имя вычеркнул из списка сам вождь со словами: «Таких цариц не бывает».

-6

Фильм Сергея Козинцева «Дон Кихот» (СССР, 1957 год). На возвышении – мнимая покойница, придворная дама Альтсидора, якобы умершая по причине безответной любви к странствующему рыцарю.

-7

В роли Альтсидоры – актриса Тамилла Агамирова, жена цыгана номер один Советского Союза Николая Сличенко.

-8

Тоже испанские страсти. Сцена из фильма Луиса Бунюэля «Веридиана» (Испания, 1961 год). Зажиточный стареющий мужчина дон Хайме (Фернандо Рей) просит свою племянницу Веридиану надеть свадебное платье своей жены – в этой одежде супруга умерла в первую брачную ночь. Дон Хайме подсыпает в бокал племянницы снотворное, и когда та засыпает, укладывает её в постель. Католическая церковь признала фильм аморальным и он шестнадцать лет был запрещён к показу в Испании.

-9

Сыгравшая Веридиану Сильвия Пиналь – мексиканская актриса, при жизни удостоенная памятника на родине, в Мехико.

-10

Ещё одна временно уснувшая красавица – Настенька из фильма Александр Роу «Морозко» (СССР, 1964 год). Актриса Наталья Седых не только снималась в кино – она выступала в составе балетной труппы Большого театра.

-11

Вовсе не кроткая жертва эта юная панночка, она же – старуха-ведьма. Первый советский фильм ужасов «Вий» (СССР, 1967 год). Режиссёры – Константин Ершов и Георгий Кропачёв. В гроб легла Наталья Варлей.

-12

Одна из самых жутких сцен – с гробом, летающим по церкви, чуть не закончилась бедой, когда Варлей выпала из гроба.

-13

Клип Милен Фармер Tristana снят в 1987-м, к семидесятилетию Октябрьской революции. История Белоснежки соединяется с воспоминаниями о революционной России. Трогательный в своей наивности и простодушии образец тогдашнего постмодернизма, готового рифмовать что угодно: хоть бороду-лопату Карла Маркса с мочалками гномов, хоть злые чары магов - с ужасами большевизма в представлении западных массмедиа.

-14

И снова – «Белоснежка» (Германия, 2009 год). Исполнительница главной роли Лаура Берлин в пятнадцать лет начала карьеру модели, училась актёрскому мастерству. В девятнадцать получила предложение режиссёра Томаса Фрейднера сыграть в его фильме бедную принцессу, которую хочет погубить злая мачеха.