Найти тему
УЧИ

Мифы школьников о школе

Оглавление

Есть некоторые вредные мысли, которые поселяются в голове школьника, эти мысли мешают адекватно воспринимать школу и учителей, мешают приобретать нужные знания. Им кажется, что они открыли истину, разгадали какой-то заговор, заглянули в суть вещей, но на самом деле это просто заблуждения. Что характерно, на эти грабли наступает абсолютно каждый, в каждом поколении.

1. Мне это не нужно, мне это не пригодится

О, да! Величайшее заблуждение школьника. Это как я ненавидела в школе математику и прилагала просто минимальный минимум к ее изучению, а сильно позже, лет так в 25 осознала, что математику все таки надо было учить, потому что в некоторые, интересные для меня области рынка труда, путь теперь закрыт, потому что на то, чтобы доучиться и развиться нужно время, а кушать хочется сегодня.

Почему так происходит? Здесь придется немного бросить бомбу и в сторону системы образования, и в методы воспитания родителей. Ведь мы обычно с ребенком как? О, рисовать любишь, наверное, дизайнером будешь. Хорошо считаешь? Может, станешь бухгалтером? Ребенок, исходя из своих увлечений выбирает примерный вектор движения, ограничивая круг интересов до того, что он считает необходимым лично ему (и ограничивая себе выбор после окончания школы). При этом он абсолютно не отдает себе отчет в том, что чтобы быть дизайнером недостаточно сносно рисовать, а чтобы быть бухгалтером - уметь считать.

Другая проблема с которой сталкиваются школьники - они вынуждены в юном возрасте выбирать профессию, о которой ничего не знают. Они не имеют представления, чем на самом деле люди занимаются на рабочем месте и нужно ли это им. В наших школах профориентационное направление не развито от слова никак. Дети оканчивают школу, не зная о том, чем занимаются люди выбранных ими профессий и, тем более, не осознают, что часто эти профессии находятся на стыке совершенно разных наук. Они не понимают зачем знание иностранного языка врачу и знание химии инженеру-проектировщику. Наша профориентационная работа ограничивается тем, что в старших классах раз или два в год класс привозят в какое-то случайное учебное заведение на день открытых дверей, где им полдня рекламируют, как у них хорошо и каких успешных людей они выпускают. В то время, как в других странах дети посещают реальные предприятия и проходят стажировки. В итоге дети в наших школах считают, что журналисту хватит знания русского языка, а дизайнеру пятерки по ИЗО. А может, вообще ничего знать не надо, потому что он решил стать блогером, а блогеру, как известно, школьные предметы не нужны (шутка).

Если бы у нас была развита практика экскурсий на производствах, реально работала бы внеурочная деятельность, да если бы у нас как в американских фильмах, хотя бы раз за всю учебу пришли в школу родители, рассказать о своей работе, возможно, наши дети имели бы более сознательное отношение к тому, чего они хотят в жизни и что им для этого нужно.

2. Золотая медаль

Миф, противоположный предыдущему. С одной стороны, это самое почетное, что можно заработать в школе, множество отличников по всей стране портят свои нервы, психуют и плачут, подвергаются давлению родителей, чтобы быть одним из единиц в школе, кто удостоен этой награды. Но по существу, кроме похвалы от школьной администрации и потраченных эмоциональных сил, эта медаль может ничего не принести. Да, наличие золотой медали дает дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Количество баллов от 2 до 10, а может, вообще не дадут, все зависит от конкретного учебного заведения. Да, даст преимущество в случае, если на конкурсное место претендует два человека с одинаковым количеством баллов. На этом в общем-то и все. Возможно, вместо того, чтобы трепать нервы и лезть из кожи вон, чтобы получить эту медаль ради этих мифических двух баллов, стоит идеально подготовиться по профильным предметам. А на будущем рабочем месте это вообще никого интересовать не будет. Там даже диплом не посмотрят.

3. Зачем ходить в школу, если всему можно научиться в Интернете

Хитрый вопрос. С одной стороны, в Интернете множество курсов, пособий да и видеоуроков на любую интересующую тему. К тому же, есть вероятность, что тему, которую ты целую четверть не можешь освоить в школе, парень с Youtube доходчиво объяснит за 5 минут. К тому же, весь мир уже пережил "чудесный" опыт дистанционного обучения (который некоторых настолько вдохновил, что увеличилось количество обучающихся на семейном образовании), даже высшее образование мы можем получить дистанционно, находясь в другой стране, так что ничего страшного, если школы не будет. Но есть и другая сторона вопроса - школа это не только про базовые знания по предмету. (Сказать честно, современные тенденции все страшнее намекают на то, что учитель - это вообще не про предмет, но это другая история). Да, мы живем в век информации. И задача школы в этот век информации, во-первых, научить детей в этой информации плавать, а не тонуть, дать систему работы с информацией, дать алгоритмы, во-вторых, вопреки технологическому прогрессу обучить ребенка необходимым навыкам (звучит странно, пока не столкнетесь с тем, что ребенок, пытаясь в уме разделить 12 на 2 получает 6, умножает на 2, получает 8 или когда девятиклассник не способен пересказать текст и на вопрос, где в тексте основная мысль, просто читает первое предложение), а в-третьих, школа худо-бедно, но готовит все-таки детей к тому, чтобы из нее однажды выйти и влиться в общество, имея определенные социальные, коммуникативные навыки.

4. Школа ограничивает нас и делает одинаковыми

Многие дети и даже взрослые всерьез считают, что школа обрубает творческие крылья и губит в детях индивидуальность. Здесь хочется все-таки защитить школу. Во-первых, наоборот, в школе сейчас очень много направлений, которые как раз таки позволяют проявлять себя, появились научные конференции, появились интересные конкурсы, появилась актуальная внеурочная деятельность, дети, которые хотят себя показать - показывают. Учителей сейчас буквально натаскивают на то, чтобы искать одаренных детей и работать с ними, вести их дальше (не путать с "особо одаренными"). А те, кто гундит, что школа гнобит его огромный талант, может, просто не имеют этого таланта? Во-вторых, само назначение, смысл школы в том, чтобы дать детям обширный кругозор на базовом уровне. В школе учат по чуть-чуть, но многому и, простите, если вы считаете, что базовые знания как-то ограничивают вашу индивидуальность, то в чем она заключается? В невежестве? Есть также те, кто любит спорить с учителями и утверждать, что их мнение не единственно верное. Это действительно так, время движется, наука меняется, появляются новые гипотезы, совершаются открытия, происходит развитие социума и эволюция взглядов и если ребенок с высоты своего богатого 14-летнего опыта жизни может привести действительно здравую, адекватно аргументированную мысль, при этом не транслируя чужой сомнительный опыт, а осознавая, о чем говорит, да, почему бы не подискутировать с таким ребенком. Но такие случаи - уникальны. В большинстве случаев, детям мешает их же ограниченность знаний и опыта.

5. Школа нужна для социализации

Это скорее миф родителей. Особенно он пугает тех родителей, которые в силу причин должны перевести ребенка на надомное обучение или семейное образование. Да, действительно, одной из задач школы является обучение ребенка взаимодействию с обществом. Однако будем честны, во многих наших школах (особенно общеобразовательных и частных) обучается такой контингент, что стоит подумать, нужна ли такая социализация вообще. И никуда этот контингент не исчезнет, ничего с ним не сделает ни школа, ни родители, ни другие инстанции. Я не призываю переходить на семейное обучение, но всего лишь не нужно забывать, что социализация - не единственная и даже не главная задача школы и если она не складывается для ребенка благоприятно, нужно смело выдергивать его из этой среды и переводить в другую школу, сделав предварительно работу над ошибками.

6. Школа - это тюрьма

Дали 11 лет. От звонка до звонка. Слышала эти фразы не раз. И сама произносила школьницей. Многие дети в шутку или всерьез воспринимают школьную среду, как лишение свободы и проводят аналогии с тюремным режимом. И хотя я считаю правдивым высказывание Д.Л. Быкова о том, что школа балансирует на тонкой грани между казармой и сектой, и сама я в детстве безобразно страдала от этих правил и обязательств, однако теперь могу обосновать почему школе надо быть такой. В школе все по времени. Обучение в школе можно назвать первым осознаваемым тайм-менеджментом. Ребенок приучается к трудовой дисциплине. Хочет он того или нет, но на большинстве работ ему придется приходить на работу совсем не в то время, в какое ему нравится. В школе ребенок обучается режиму труда и отдыха. На работе его ждет то же, только уже более строго, если в школе ребенок, может балдеть каждые 40 минут, то на работе единственное время отвлечься обеденный перерыв в течение 8-часового рабочего дня (или больше 8-часового). Школьная форма также является предметом недовольства. "Как униформа зеков". Но это самой простой способ объяснить, что в разных ситуациях допускается разный внешний вид и он обусловлен внешними правилами и приличиями, а не нашими желаниями.

В общем, хотите вы того или нет, школа такая какая есть не просто так и прежде, чем ее критиковать, нужно разобраться в природе этого явления.

-2