С 1983 года японская ассоциация производителей и торговцев чаем учредила новый японский праздник - National Tea Day или День Чёрного Чая, 紅茶の日. Причиной послужила аудиенция японских дрейфовщиков во главе с капитаном Дайкокуя Кодаю с Екатериной Второй в Царском Селе, во время которой Дайкокуя впервые отведал настоящего чёрного , европейского чая с молоком за столом с царской сервировкой и сладостями и получил в подарок от русской царицы пакетик чёрного чая, который она сама пила , и впоследствии привез этот пакетик в Японию , где отдал на изучение службе сёгуна. На сайте японской ассоциации написано, что , поскольку аудиенция имела место быть 1 ноября 1791 года , то и день чёрного чая решили праздновать именно 1 ноября.
В действительности, первая аудиенция в Царском Селе была в конце июня, вторая - в начале июля 1791 года. Екатерина прониклась трагической историей Кодаю и решила, что даст деньги на строительство корабля, на котором японцы смогут вернуться домой. Дайкокуя , в свою очередь, преподнёс Российской самодержице пиалу для японского чая. Пиала сохранилась, и хранится в Кунтскамере в Петербурге.
Вот как описана аудиенция Кодаю в романе Ясуси Иноуэ «Сны о России» :
« Он увидел два бесконечных коридора, уходивших влево и вправо. Его повели по правому коридору, по паркету из редких сортов дерева. Точнее, это был даже не коридор, а целая анфилада комнат с настежь распахнутыми дверями. Кодаю прошёл через комнату из красного мрамора, затем миновал комнату из голубого мрамора, вступил в зал, стены которого украшали многочисленные портреты, а затем - в янтарную комнату...»
После аудиенции летом Кодаю ещё долго был в Петербурге - нужно было построить корабль, снарядить экспедицию и получить царский указ о довольствии. Указ был подписан как раз в конце октября. Кто знает, может и имела место быть аудиенция 1 ноября 1791 года. Нужно проверять камер-фурьерские журналы. Кодаю с частью японской команды благополучно вернулся домой, чем вызвал фурор. Япония тогда была закрытой страной. Никто не мог ни выехать , ни вернуться. Его долго расспрашивали чиновники сёгуна про мельчайшие подробности жизни в России. Кодаю был очень наблюдательным и умным человеком , поэтому его показания получились чрезвычайно верны и точны. Существует несколько сохранившихся списков его показаний. Один из них совсем недавно был найден в родном городе Дайкокуя Кодаю - городе Судзука , неподалёку от древнейшего святилища Японии - храма Исэ Дзингу.
В его родном городе Судзука, семья и муниципалитет устроили новый, большой мемориальный музей Дайкокуя Кодаю, где можно увидеть копии старинных документов, макет корабля, построенного в России, на котором он вернулся, фарфоровую чашку и одежду от Екатерины Второй. Вход в музей бесплатный. Будете в Японии, заходите в Daikokuya Tayu Memorial Museum. Там и печенье съедите и саке запьете. Для тех, кто пока не в Японии, советую посмотреть замечательный фильм «Сны о России» и насладиться интерьерами Екатерининского дворца.
Светлана Хруцкая