Найти тему
Николай Цискаридзе

Мы в школе всегда берем «кота в мешке»

– 28 октября исполнилось 7 лет, как вы руководите Академией русского балета им. Вагановой. Как вы подытожите семилетний опыт работы в Санкт-Петербурге, что было из планов достигнуто, а что еще предстоит сделать?

– Дело в том, что должность ректора – это выборная должность, и чтобы дойти до самих выборов, ты пишешь программу, которую сначала утверждает конференция в учебном заведении, потом ее отсматривают в министерстве, потом ее утверждают или не утверждают, ты проходишь аккредитацию... в общем, там долгая процедура. В той программе, которую я написал, – а я сначала посмотрел то, что писал тот руководитель, который был передо мной, который, по-моему, два раза избирался и оба раза ничего не сделал, – мне пришлось все эти вопросы повторять.

Программа была рассчитана на пять лет, но за два с половиной года была полностью решена. У меня абсолютно все сделано, я теперь даже не знаю, что делать, кроме сохранения основ образования, поддержания здания и так далее. Я все отремонтировал, все перестроил, все переделал. С хозяйственной точки зрения у меня все сделано давно.

А творческая составляющая... Понимаете, это школа, карьеру тут никто не делает и не должен делать. Любой выпускной спектакль, который мы делаем, – это как блюдо, которое вы хотите приготовить. Вы подходите к холодильнику, открываете его и смотрите, какие у вас есть продукты. И в зависимости от этих продуктов вы готовите или щи или борщ. То же самое и тут. Вот какие у нас есть выпускники? Это более лирические исполнители или более технические, которым нужно что-то более бравурное.

У меня был такой выпуск, где была полная катастрофа, ну никого нет, одни «дрова», но надо сделать красиво и я придумал такую форму. Наши старейшие педагоги, которые здесь работают более пятидесяти лет, ко мне подошли и сказали: «Николай, мы в первый раз видим, чтобы был такой слабый выпуск, но был такой сильный выпускной спектакль». Это просто свидетельство тому, что я заранее к этому готовлюсь всегда.

Год на год не похож, это как урожай. Потому может быть несколько лет неудача, а может быть несколько лет удача. Здесь от нас ничего не зависит. Это не театр, когда ты набираешь коллектив из огромного количества артистов. Знаете, когда сейчас некоторые руководители говорят про «ужасный коллектив», хочется спросить: «А кто его набирал?».

Мы в школе всегда берем «кота в мешке», мы не знаем, что случится с ребенком в пубертатный период. Маленькие «котята» превращаются в «крокодилов», а иногда самые высокие дети, которые были в классе в детстве, остаются самыми низкорослыми повзрослев. У нас очень часто вспоминает одну из наших выпускниц: солистка большого театра Алена Ковалева, она была одной из самых маленьких девочек в классе, а сейчас она выше меня ростом. И когда она выросла, ее хотели отчислить в средних классах, как раз я пришел ректором, и увидев, что она девочка способная, я сделал все, чтобы ее не отчислили. В принципе я выиграл, она в Большом театре солистка.