Гендерные стереотипы – обычное дело в российской школе, отмечает писательница Ксения Букша. Пожилые учителя старого образца свято убеждены, что девочки должны учиться готовить, а мальчики учиться орудовать лобзиком.
Противопоставляя ребенка ребенку
«Лена, ну ты же девочка, ты должна писать аккуратнее Вовочки!» и другие восклицания учительниц способствуют противопоставлению Леночек Вовочкам. Для пожилых классных дам активный мальчик является нормой, а вот девочка, бегающая по коридорам на перемене – патологией. Словно бы забывая такую простую педагогическую истину о том, что разделение разрушает класс, учителя делят класс на мальчиков и девочек. И это только частный вид деления.
Еще есть талантливые и неучи, агнцы и козлищи, математики и гуманитарии, русские и нерусские. Учительнице гораздо легче, не проверяя тетрадь нерусского ученика по литературе, ставить оценку на балл или два ниже, чем у отличника просто потому, что «Как же он может знать русский на пять!» Подобное отношение быстро передается от учителя к детям, создавая межрасовую или межгендерную вражду уже среди детей.
Учителя среди отстающих
Тем временем, на сегодняшний день ведущей тенденцией в образовании провозглашено объединение по общим чертам, а не деление на основе различий. Чтобы проверить, насколько школа следует этой тенденции, достаточно заглянуть на уроки физкультуры или технологии.
В современных школах технология проводится «для неделимых классов», где полгода дети учатся мастерить и чинить, а полгода – готовить и вести хозяйство. В школе старого образца мальчик получает лобзик, а девочка вышивку. Нетрудно догадаться, что такому мальчику будет трудно погладить себе рубашку и приготовить завтрак, а девочка вряд ли сможет заменить перегоревшую лампочку.
Тем не менее такие уроки процветают и иногда доводятся до абсурда.
Например, в одной из петербургских школ на уроках труда мальчикам предложили заниматься на компьютерах, а девочкам – готовить. В другой школе – обратная ситуация: девочек обучали вышивке, а для мальчиков не нашлось трудовика, поэтому они учились мастерить табуретку из бумаги, вырисовывая теоретический молоток и теоретические гвозди. В некоторых школах мальчикам и девочкам запрещено заходить в кабинеты труда друг друга, потому что девочка уронит, а мальчик – испачкает.
Физкультура по-мужски и по-женски
Соответствие школы новым тенденциям можно также проверить на уроках физкультуры. Физическое развитие действительно имеет большее отношение к половым особенностям, поэтому именно на этих уроках легче всего отследить, насколько здоровое отношение к гендеру существует в школе.
Игры «мальчики против девочек» в разные возраста означают однозначную победу одной из команд, а уроки физкультуры в разных частях зала, когда учитель весь урок гоняет с мальчиками в футбол, ставя девочкам «музыку для танцев», однозначно укрепляют гендерные стереотипы о мальчиках и девочках в головах детей.
Стеснительный мальчик на физкультуре в школах старого образца получает совсем другое отношение, чем стеснительная девочка. Поскольку физкультура наиболее близко касается физических различий между мальчиками и девочками, с точки зрения гендерного отношения нужно наиболее тщательно продумывать уроки и общение с детьми, отношение к детям с инвалидностью, излишним весом и другими особенностями.
Литература
Не только физкультуры и уроков труда коснулись гендерные стереотипы, насаждаемые учителями. Некоторые учителя литературы раздают различные задания мальчикам и девочкам на идентификацию с тем или иным героем. И им невдомёк, что девочкам могут быть близки переживания Печорина или Болконского, а мальчикам иногда неплохо подумать над мировосприятием Татьяны, посетившей кабинет Онегина, или Наташи Ростовой.
Бывает и так, что родительский комитет талантливо приобретает подарки на дни рождения детей: мальчикам книги о сражениях, девочкам – о хороших манерах. Когда же дети пытаются каким-то образом изменить решения комитета, соврав или иначе обманув учителя, потом их строго призывают к ответу и обязательно требуют вернуть «не подходящую девочке/мальчику» книгу. В другой школе девочкам на Восьмое марта дарили скакалки, в то время как мальчики получили ко Дню защитника Отечества наборы линеек для черчения, и многие девочки захотели такие же.
Резюме
Как ни странно, именно учителя с большим стажем, педагоги с огромным опытом работы становятся рассадниками идей по типу «Ты же девочка!» и «Ты же мальчик!», словно бы забывая всё то, о чём им рассказывали в институте и от чего им самим было не по себе в собственные школьные годы.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Испанская школа глазами русской мамы
✅ 6 ошибок студентов из кино, которые не стоит повторять в жизни