Как укомплектовать персоналом фитнес-клуб? Рассказываю на личном опыте и примере наших ФК: кто в штате, а кто нет, какие позиции самые проблемные и почему, как мы справляемся с дефицитом специалистов нужной квалификации.
В наших клубах в штате всегда сотрудники отдела продаж и служба клининга. Бухгалтер, юрист, руководители подразделений, IT-cпециалист, маркетологи, тренеры могут быть ИП или самозанятыми.
Маркетинг. Самые большие проблемы, по моему опыту, с персоналом для отдела маркетинга. Сейчас на рынке много людей с опытом в крупных компаниях и сетевых ФК. Там они отвечали за что-то одно и не готовы работать в режиме многозначности. Например, работал человек с таргетом, про остальное только слышал.
Специалисты, которые никогда не отвечали за конечный результат работы своей бизнес-функции и не понимают, как он выглядит для заказчика, в малом бизнесе не нужны.
Отдел продаж у нас в штате, поскольку работает с деньгами и подписывает документы. Нанять РОПа или старшего менеджера ОП почти так же сложно, как и маркетолога.
Опыт работы менеджеров в других ФК, в том числе сетевых, нам не нужен. В большинстве случаев продавцы из ФК совершенно не понимают свой продукт. Менеджерам без опыта в сфере услуг тоже сложно: фитнес — услуга непростая, продается тяжело.
Поэтому для сотрудников отдела продаж у нас есть собственное обучение: отдельные курсы для менеджеров и для РОПа. Для каждого клуба мы делаем учебник по продукту. Оцифровываем концепцию клуба, знакомим с ней менеджеров и вообще весь персонал. Чтобы все понимали, кто мы, для кого и куда движемся.
Бухгалтер и юрист могут быть ИП или реже — самозанятыми. Главное, чтобы у вас были все основания им доверять. Бывает, что у клуба два совладельца, и у каждого свой бухгалтер. Это нормально. В нашем случае бухгалтер и юрист переходят с нами с проекта на проект. Если вам достался клуб с сотрудниками, меняйте бухгалтера. Бухгалтер должен быть ваш.
Тренеры ТЗ и ГП в наших клубах — самозанятые или ИП: оказывают услуги либо арендуют зал. Тренеры давно самостоятельные боевые единицы: работают в нескольких ФК, ведут занятия онлайн, арендуют залы и составляют программы для своих личных клиентов. Возможно, тренеры бассейна и детских программ еще могут быть в штате. Остальные нет.
IT-cпециалист может быть приходящим, но если клуб большой (от 3000 м²) или новый, человек нужен постоянно. Он должен работать с CRM, знать видеонаблюдение, звуковое оборудование и СКУД, обслуживать парк компьютеров, понимать программирование. Айтишники часто умеют не все, но сейчас на рынке все больше универсалов.
Клинеры у нас в штате, уборку организуем сами: так чище, проще и дешевле. С клининговыми компаниями работать невыгодно. Во-первых, в последние годы их услуги подорожали. Во-вторых, небольшим ФК они не выделяют менеджера (мы для них неключевые клиенты), и контролировать уборку все равно придется самим.
В маленьком клубе руководить клинингом может управляющий. Когда у ФК несколько тысяч клиентов, нужен отдельный завхоз. Клубу требуется постоянный запас моющих и чистящих средств, уборочный инвентарь, контроль работы уборщиков, десяток договоров на вывоз мусора, дератизацию, утилизацию и много другой документации. Особенно с учетом последних противовирусных требований Роспотребнадзора.
Мы даем своему завхозу образцы документов, технологические карты и регламенты уборки, учим и направляем в нужное русло. Потому что готовых специалистов на рынке нет.
Техническая служба. В клубе от 2000 м² техник нужен постоянно. Весь крупный ремонт делается ночью и регулярно требуется что-то чинить и менять. На эту позицию часто приходят люди с непростыми судьбами. Но специалисты есть и оценить их профпригодность несложно: просто знаешь, что человек должен делать, и смотришь, как он это делает.
Охранники и администраторы ресепшн для нас уже неактуальны. Мы автоматизируем свои клубы так, чтобы люди на ресепшн были не нужны: турникеты с распознаванием лиц, доступ в клуб и к шкафчикам в раздевалке по браслету.
Общая концепция найма: сначала мы ищем руководителей, людей на ключевые позиции. Затем и с их помощью подбираем линейный персонал. Главное — назначить правильных командиров.
Этот и другие материалы в моем инстаграме.
Еще почитать по теме: