Прогнозы на тему "Что будет после Путина", с которыми я познакомился, справедливо указывая на проблему транзита власти, строятся на убеждениях авторов и несоответствии действий Путина этим убеждениям. Этот ряд выглядит примерно так: Путин подавлял демократию, запрещал акции оппозиции, контролировал СМИ, поднял пенсионный возраст, изменил Конституцию, вернул Крым (что не соответствует способности России удержать его силой!), ввязался в войну в Сирии, вел антизападную риторику и пр. пр. Я постараюсь быть объективным, поэтому начну с базы.
Наши знания делятся на две составляющие. Первая рациональная - что можно доказать и проверить: математика, физические законы. Вторая иррациональна - это то, во что мы верим: свобода слова, демократия, религия, идеология - все, что составляет сферу политики. Споры на эту тему бесполезны, т.к. доказать ничего невозможно. Тем не менее, в политической сфере есть определенный порядок и закон, по которому он меняется.
Этот закон - обучение с подкреплением. Мы вольны изобретать произвольные политики, но одни мы запоминаем, как приносящие благо, а другие - беду. Первым мы стремимся следовать, а от вторых отказываемся. По последнему изменению оценок различных политик можно сделать прогноз об изменении политики в будущем.
Политики разных стран, имеющих разный политический опыт, различны. Для России бесполезно делать политический прогноз на основании последних модных политических тенденций в ЕС или США. Так что рассмотрим политические тенденции России.
Предпоследняя политическая переоценка связана с развалом СССР. Тогда мы отказались от единой страны и активно начали строить рыночную экономику, которая должна была нас привести к процветанию. Так можно кратко обозначить либеральные идеи, захватившие страну в то время. Потери населения в 90-е годы сравнимы с потерями в ВОВ. Урок, который вынес народ из 90-х, не вытеснить из его памяти никакими акциями по расцвечиванию тех лет в веселые цвета.
Примером переоценки идей развала СССР могут послужить сухие цифры результатов парламентских выборов партии Яблоко, лидер которой, Григорий Явлинский, является их носителем:
1993 7,89 %
1995 6,89 %
1999 5,93 %
2003 4,30 %
2007 1,59 %
2011 3,43 %
2016 1,99 %
А ведь кроме партии Яблока носителями либеральных идей было множество других партий, которые к настоящему времени перестали существовать.
Идея нулевых - строительство энергетической сверхдержавы, является безусловным продолжением решений Горбачева, которые привели к развалу СССР. В мае 1987 года комсомольцам разрешили торговать на внешнем рынке. Создать что-либо высокоинтеллектуальное, способное конкурировать на насыщенном западном рынке они конечно же не могли, но без проблем могли торговать дешевыми ресурсами, моментально обескровив экономику. Перестроиться жесткая экономическая система СССР не могла, наступил экономический коллапс, а вслед за разрушением экономического базиса, произошло разрушение политической сферы. К власти пришли либералы, которые объявили, что природные ресурсы - это естественное конкурентное преимущество России. С тех пор мало что изменилось. Разве что к естественным конкурентным преимуществам добавилось большая протяженность страны. Экономическая стратегия России на ближайшие годы - это превращение страны в большую транзитную зону, куда входит, например, освоение Северного морского пути.
Чем плоха эта экономическая система, порождённая комсомольскими фарцовщиками? Есть такой экономический эффект, называется Голландская болезнь. Eе суть заключается в том, что в результате резкого роста экспорта, повышается стоимость труда и производство становится невыгодным. Опасность ,болезни возникла, когда в нулевые резко взлетела цена на нефть и в страну потекли нефтедоллары. Решение было моментальным - не завозить в страну вырученные от продажи природных ресурсов доллары, а образовывать различные фонды сохранения благосостояния, резервы ЦБ. В дальнейшем политика разнообразилась проведением дорогих спортивных мероприятий и строительством инфраструктуры, не повышающей стоимость труда - основу для устойчивого бизнеса продажи природных ресурсов.
Все это хорошо работало, пока цена на нефть была большой. Кажется это должно работать и когда цена на нефть упала. Мы всегда можем еще меньше завозить в страну нефтедолларов, цена труда упадет и торговля природными ресурсами останется рентабельной. В результате мы имеем очень устойчивую экономику, готовую к любым экономическим шокам. В этом смысле совершенно неправ Навальный с его борьбой против коррупции. Любое воровство, вызов капиталов в офшоры понижает вероятность Голландской болезни экономики продажи ресурсов, а, значит, укрепляет ее.
Снижение стоимости труда привело к нестабильности на границах России. Сначала на Украине, а сейчас и в Белоруссии, экономика которых росла параллельно российской вместе с ростом цены на нефть. ЕС с относительно высокой стоимость труда стал притягательным для населения Украины и Белоруссии. Это привело к гибридной войне между ЕС и Россией за эти страны. Ослабевает влияние России на юге постсоветского пространства, что тоже добавляет нестабильности и приводит к конфликту с Турцией, стремящейся укрепить свои позиции. И т.д. и т.п. Таким образом, с уходом Путина возникает проблема не просто трансфера власти, а трансфера всей либеральной политической системы, рожденной после распада СССР.
Накануне в России отметили День памяти жертв политических репрессий. Григорий Явлинский разразился постом о том, что жизненно важно дать оценку большевизму и сталинизму, но дело в том, что история уже дала эту оценку в ВОВ. Когда нацисты ворвались в нашу страну со своими иллюзиями относительно того, как население оценивает сталинизм, то было удивлено тем, что оценка у населения была положительной. Рост одобрения Сталина в прошлом году достиг рекордных 70%. Так что, полагаю, ответ на поставленный вопрос очевиден. После Путина власть перейдет к сталинистам. Антисталинисты пугают нас повторением репрессий, но история не повторяется, а развивается по спирали. Впрочем, думаю, никто не против будет если воры, разграбившие страну в 90-е, отправятся валить лес. За одно это будет восстановлением законности, за соблюдение которой так ратует сам Явлинский.