На днях – не пугайтесь – заказал гвозди. Вернее, две доски с гвоздями. Зачем? Ну конечно, чтобы на них стоять, зачем ещё.
И вот звонят мне сегодня и говорят: мол, гвоздики ваши приехали и готовы к доставке, только вот, пока ехали, малость подорожали.
– Малость? – переспрашиваю на всякий случай. Малость – это сколько стоит коробок спичек, а всё остальное – уже ощутимые в бюджете средства.
– На пятнадцать долларов и один рубль, – отвечает без смущения девушка.
Я быстро скалькулировал: получалось – по три доллара и двадцать копеек за день ожидания, ведь ждал я с момента заказа ровно пять дней. Занимательные расценки и ещё более занимательный подход к бизнесу... Если в ресторане мне теперь попадётся нерасторопный официант, это что – пока он донесёт, утка в кисло-сладком соусе уже подорожает?
– Как это, – говорю, параллельно внутри себя восхищаясь прямолинейной наглостью бизнесвумен, – так получается, что заказывал я по одной цене, а приходит – по совсем другой?
Слышу вздох на том конце. Сам готовлю в уме неопровержимые контраргументы и там же, в уме, в предвкушении потираю ладони. Сейчас я им покажу триумф великолепной логики и здравого рассудка! Сейчас я доведу до их сведения, что в почти демократической стране, где...
– Хорошо, – отвечает девушка так же, без смущения, но уже со сквозящей в голосе меланхолией, а потом – и проглядывающим сквозь неё цинизмом, – хорошо, сделаем по изначальной цене. Как вы и заказывали. Когда доставить?
Я, конечно, опешиваю от такой лёгкой победы, на некоторое время застываю, запинаюсь на полуслове, но всё же выдавливаю из себя адрес, диктую его девушке, про себя по-матерному возмущаясь: ведь уже приготовился к большой философской дискуссии о том, как нельзя и нехорошо обманывать потребителя, к разъярённой словесной баталии, где я должен логическими ухищрениями и построениями показать, что денег-то мне не жалко, раз заказываю такую недешёвую и бесполезную вещь, как доски с гвоздями для йогов, но доплачивать не стану из принципа; к фатальному спору, должному закончиться поражением одной из сторон, причём не моей; а она – возьми и согласись хладнокровно тут же на старую цену!
Даже не стала негодовать, даже не заговорила о возможных по пути гвоздей до Минска логистических накладках, не приводила в качестве примера умные слова вроде инфляции и что теперь с каждой проданной доски с гвоздями их тощее, на ладан дышащее предприятие получает сущую мелочь, а то и ту не получает вовсе, себе в убыток пятый год работают! Ничего этого она не стала мне говорить! Один тихий, как Дон, вздох и – «ну давайте по старой цене, ок...»
Я даже, честно говоря, сначала растерялся, потом на девушку эту рассердился и в конце концов обиделся. Неужели нельзя было хотя бы попытаться – заставить меня заплатить сверху? Я в Америке волка съел, выторговывая у мобильного оператора скидку на свой тарифный план, борясь с нахальными телефонными маркетёрами и хитрозадыми банковскими клерками, за депозит, например, чека желающие содрать с меня лишнюю шкуру. Да что там! Я переговорами даже понижал процентную ставку на свой кредит, а иногда и вовсе добивался бесплатного сервиса...
Опять же – не жаба меня душила, мной руководил принцип: зачем давать много, когда можно дать меньше? Скажем, пять минут чесания языком по телефону со страховым агентством могли сэкономить мне триста долларов в год. Другими словами можно сказать, что в час я зарабатывал... три тысячи шестьсот долларов. Ну, это я перегибаю палку, но всё же... Могла она предпринять хоть небольшую попытку обмануть честного, как я, но искушённого клиента? Могла, знаю, могла, но – сдалась ещё до начала боя.
И вот тут я задумался: а чего это она вдруг так быстро пошла на попятную? Чего внезапно вздыхает мне в ухо и не продолжает беседу в вороватом русле? Ведь и она могла – за пять минут заработать пятнашку с рублём. Может, это какая-то серая схема, когда просто звонишь покупателю, весело заявляешь о том, что товар в наличии, только вот цена по дороге слегка изменилась... Девять откажется, один согласится... И разницу берёшь себе целиком в широкий карман.
Короче, я решил в следующий раз сделать наоборот: пока мне что-то везут, я методично уменьшаю стоимость заказанного товара и курьеру плачу по формуле «цена товара минус произвольно установленная от балды пеня».
А сегодня... сегодня будем считать, что я сэкономил. Пятнадцать долларов и несчастный рубль.