Персефона или Кора (Дева), у римлян она зовётся Прозерпиной, - богиня пробуждающихся к жизни растений, от зерна до цветения, воплощение молодости. И одновременно она хозяйка и владычица мира теней и смерти, восседающая с супругом своим Аидом на троне подземного царства мёртвых.
Дочь Зевса и богини плодородия Деметры, она росла и воспитывалась вместе с Афиной и Артемидой. Позднее к ней сватались Арес и Аполлон, но наиболее сильная страсть охватила именно Аида. И он похитил её. Когда она сорвала цветок (как говорят, специально выращенный Геей по просьбе Аида или даже самого Зевса), земля разверзлась. Оттуда вырвался на колеснице Аид и, подхватив Персефону, вновь исчез под землёй. Есть около восьми географических точек, которые гиды до сих пор показывают туристам, как место похищения Персефоны.
Деметра, потеряв дочь, пришла в отчаяние. Она забросила свою работу, зёрна перестали созревать и прорастать, растительность начала чахнуть. И чем дольше продолжалась скорбь Деметры, тем ближе становилась смерть всей растительности, а затем смерть животных и людей. Пришла пора решать проблему самому Зевсу. Сначала он уговаривал старшего брата, потом вынужден был нажать.
Аид согласился отпустить Персефону, но перед этим предложил ей зерно граната, символ брачных уз. Поэтому Персефону часто изображают с плодом граната в руках. И отныне на вопрос о том, с кем она хочет быть, она отвечала : с мужем. Были варианты мифа, в которых она именно поэтому возвращалась в Аид. А были варианты, в которых сам Аид немножечко шантажировал Олимп отказом принимать души умерших. Так что окончательное решение Зевса было примирительно-компромиссным: полгода Персефона с мужем, полгода с матерью. А что? Мне кажется, что такой вариант мог бы и сегодня для многих оказаться спасительным.
В живописи существует великое множество картин с изображением похищения Персефоны (Прозерпины). я показал только по одной работе из 16, 17 и 18 веков, хотя там их десятки. Ну и ещё по одной из 19-го века- прерафаэлит и знаменитый иллюстратор Уолтер Крейн
и из 20-го века. Из нынешних пока никого не знаю
И чтобы не расставаться на столь печальной ноте- парочка картин, изображающих возвращение Персефоны к матери. Вот как это выглядит у Фредерика Лейтона. Ликующий полёт навстречу материнским объятиям.
И у того же Уолтера Крейна. Муж привёз жену к тёще.
Хотя почему-то и эта картина создаёт какое-то грустное настроение.