На заре античных мифов (в хронологическом смысле) царю Аргоса Акрисию было предсказано, что он будет убит собственным внуком.
На заре - потому что внуком того самого Акрисия станет Персей. А Персей - дальний предок Геракла. А Геракл ходил на Трою задолго до Троянской войны, когда будущий царь Приам был еще ребенком. А еще позже родился Гомер, чтобы все это описать.
Но Акрисий всего этого не знал и попробовал помешать неприятностям.
У него была всего одна дочь - Даная, прекрасная как рассвет над Атласскими горами. Акрисий заключил ее в подземный медный дом, приставив служанку, чтобы ни один смертный не смог увидеть узницу и плениться красотой.
План был отличный, не считая наличия бессмертных.
Данаю заметил Зевс и не смог (да и зачем ему было) устоять. Превратившись в золотой дождь (вот где метафора проникновения и власти на все будущие БДСМ-практики), он вошел в темницу и в девицу тоже вошел.
Даная родила Персея и крики ребенка заставили Акрисия вспомнить про секрет в подвале. Служанку он казнил, Данаю с сыном заключил в ящик и бросил в море.
Сюжет развивался как в сказке о царе Салтане (и было бы неудивительно, если Пушкин позаимствовал античную тему) - девушка и сын благополучно прибыли к чужим берегам.
Даная вышла замуж за Пилумна (возможно, одного из римских богов деторождения, защищавшего матерей и младенцев) и основала с ним город Ардею, положив начало новой династии.
Персей, взрослея, продолжил героический путь (за Горгонами, Андромедой и формированием Африканского рельефа). А в промежутке - по странной иронии - принял участие в гимнастических соревнованиях, где неосторожно зашибил диском своего деда.
А дальше в дело вступило мировое искусство разных эпох, трактуя сюжет в свойственных манерах - вознося и низвергая образ красавицы-Данаи.
Так, в средневековой трактовке зачатие смертной от бесплотного духа считалось почти непорочным, а закрытость темницы мыслилась как символ целомудрия и аскетизма.
Авторы же Возрождения, включая торжественно знаменитых, как Бокаччо, в золотом дожде видели не сияние света, а звон монет. И наготу Данаи, раскинувшейся на постели, воспринимали как покорность проститутки перед платящим клиентом.
Традиция и культурный код времени сказывается на понимании сюжета о Данае, но в работах художниках нового времени сливается воедино. Стыдливая и невинная, но чувственная красота девушки пленит соблазнителя и пленяется им, не в силах оказать сопротивление.
И так ли нужно искать виноватых?
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья!
Читать История Акида и Галатеи, спасшихся от преследований циклопа