Найти в Дзене

Современная школа. Как мы превращаемся в урокодателей и почему это страшно

Урокодатель, согласно словарю Ожегова, - учитель, который только учит, но не воспитывает. Однако в текущем году именно воспитание было провозглашено стратегической миссией школы. В чем противоречие?

Изображение с ресурса Pixabay
Изображение с ресурса Pixabay

А в том, что воспитывать можно только того, кто находится рядом с тобой и кого ты видишь. Видишь его поступки, направляешь, поправляешь, объясняешь. А еще лучше — действуешь вместе с ним. На одной ноте. В одной упряжке. В едином порыве.

В этом смысле самым главным воспитательным мероприятием в нашей школе были новогодние спектакли. Десять учителей и двадцать детей делали одно дело. Вместе. Работали на одной сцене. Бок о бок. На одну цель. Причем каждый ребенок видел, как его часть работы вливается в общее дело. И как можно подвести всех, если не прийти на репетицию.

Между прочим, они даже болеть переставали. Помню, не хотела брать одну девочку в труппу, поскольку она из трех осенних месяцев два болела. Уговорила она меня. Попробовали. На всякий случай я дала ей роль, которую без проблем могла сыграть сама без ущерба для своей роли и спектакля в целом. И эта девочка ни разу за все первое полугодие не пропустила школу.

Воспитательный заряд несут и уроки. Вовремя сказанное слово, вовремя остановленный шалун, работа в группах, совместные микропроекты — все это воспитывает в детях чувство здорового коллективизма, ответственность, вежливость и многое другое.

А еще существовали школьные концерты, экскурсии, сборы макулатуры, субботники, праздничные огоньки для именинников. Все это с потерей кабинетной системы исчезло из нашей жизни на неопределенный срок.

Что осталось?

Никаких жалоб, только констатация фактов.

Учитель теперь переходит из кабинета в кабинет. Все свое свободное время в школе он тратит на этот переход. Почему так много?

Потому что кабинеты могут находиться в разных крыльях здания и на разных этажах, а по пути нужно зайти в свой кабинет, что оставить в нем материалы для предыдущего урока и забрать материалы для следующего.

Я уже молчу о том, что иногда по пути требуется зайти в туалетную комнату, но не пойдешь же туда с детскими тетрадями. И тогда маршрут такой: один чужой кабинет — свой кабинет — туалет — свой кабинет — второй чужой кабинет.

А в этом втором чужом кабинете хлопаешь себя по лбу: «Ой, сетевой шнур забыла!» А без него презентация может оборваться на середине, ибо я даже не помню, когда я заряжала ноут последний раз и насколько долго.

И топаешь обратно по лестницам.

Представьте себе врача, парикмахера или менеджера, который каждые сорок пять минут собирает свои манатки и переходит в другой кабинет/на другое кресло/в другой офис. Там все раскладывает и продолжает работу, чтобы через сорок пять минут снова все собрать и переместиться на новое место. При этом свои рабочие инструменты он хранит в отдельном помещении и каждые сорок пять минут меняет их на новые. Сам, без медсестер и прочих помощников.

В принципе, работать так можно. Правда, мы стали иногда опаздывать. По причине «ой, сетевой шнур забыла!» Или тетради. Или флешку.

Вы скажете, как можно столько забывать? Что, мол, собранности не хватает?

Хватает. Но только на четыре-пять уроков. Которые, собственно и считаются нормой выработки учителя. А когда их шесть-семь без перерыва на покушать или даже воды глотнуть, мозг элементарно устает. И забывает.

И ты приходишь на урок не с горящими глазами и свежей идеей, как подать давно приевшуюся тему необычно и интересно, а с мыслью, как бы выжить в этой гонке.

Еще урок очень зависит от наглядности. Можно, конечно, объяснить строение скелета по картинке в учебнике. Но ведь модель лучше.

Я однажды (давно это было, в прошлом году, как в прошлой жизни) поставила скелет в центре класса (как у меня раньше стояли парты, можно почитать и посмотреть здесь) и дала задание описать путь мухи, ползущей от левой коленной чашечки до правого локтевого сустава.

Какой интерес это вызвало! Ученики подходили к скелету, водили по нему пальцами, попутно выясняя, как называется та или иная кость. Открыли, насколько сложно верхняя конечность прикреплена к позвоночнику. Вот это было дело!

А теперь я приношу на урок в восьмом классе только череп. Потому что целый скелет нести по лестнице чревато. Упадешь — костей не соберешь. Ни своих, ни его.

Вот и превращаемся мы в урокодателей. Которые, теряя сознание от низкого или высокого давления, побегав по лестницам, лихорадочно собираясь на следующий урок за десять минут перемены, могут выдать учебный материал на высоком уровне, но уже напрочь не помнят о воспитании. Да и не имеют физической возможности его осуществить. Работать в группах нельзя, на экскурсию нельзя, огонек нельзя.

Я ни в коем случае не обобщаю, имею в виду только таких, как я. К пятому уроку устающих настолько, что свет меркнет в глазах. А впереди еще три...

Ждем конца эпидемии и надеемся на лучшее!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.