31 октября 1942 года в бою с немецкими танками погиб советский бепо №1 «Оренбургский железнодорожник».
Это был бронепоезд (бепо) типа ОБ-3. Советские бронепоезда этой серии были самыми массовыми во время Великой Отечественной войны. В течении 1941 -1942 года их было построено 65 единиц.
Движущей силой такого типа бепо являлся бронепаровоз — НКПС-42. Вооружение располагалось на 4 бронеплощадках и шло со складов резерва, поэтому наряду с новыми 76-мм танковыми пушками образца 1938 года Л-10, на них встречались относительно новые 76-мм полковые пушки обр. 1927 года и уже морально устаревшие 76-мм пушки обр. 1902 года, 76-мм зенитные пушки Лендера обр. 1914/15 года, 75-мм французские пушки времён Первой мировой войны и трофейные польские пушки. Пулемёты были в основном 7,62-мм ДТ и «Максим» или трофейные 7,92-мим польские Браунинги образца 1930 года. Площадка ПВО бронепоезда оснащалась 2 37-мм или 25-мм зенитными орудиями, либо одно зенитное орудие заменялось на 2 12,7-мм пулемёта ДШК.
«Оренбургский железнодорожник» был передан Красной армии в марте 1942 года. И вместе с таким же своим собратом «Вперёд, на Запад!» составили 36-й отдельный дивизион бронепоездов, под командованием майора В.Д. Кондратева.
6 мая 42 года оба бронепоезда прибыли на ст.Сочи и были включены в состав 46-й армии Закавказского фронта. Задачей дивизиона являлось, вместе с 11-й горно-стрелковой дивизией обеспечить охрану Черноморского побережья Кавказа на участке Туапсе-Гагры.
В конце июля 1942 года бронепоезда перебазировали в район Грозного для защиты нефтеносных районов. Затем под Моздок. К 1 сентября 1942 года бронепоезда уже в составе 9-й Армии Закавказского фронта.
Немецкие войска в это время начали развивать активные наступательные действия. 29 октября 1942 года бронепоезда перебрасывают в район города Ардон (Северная Осетия) включая в состав 44-й Армии Закавказского фронта.
Именно здесь 31 октября 1942 года принял свой последний бой бронепоезд «Оренбургский железнодорожник». Командовали капитан И. И. Фандей и старший политрук Н. М. Савушкин.
В документах дивизиона о последнем бое сказано следующее:
«В 14.00 31 октября 1942 года авиабомбой был разбит парораспределительный механизм паровоза, бронеопезд маневрировать не мог. В 14.30 в первой бронеплощадке от термитного снаряда произошел взрыв снарядов и пожар, бронеплощадка полностью вышла из строя. В 15.00 прямым попаданием снаряда в канал ствола орудия третей бронеплощадки, которая была готова к выстрелу, разорвавшимся стволом орудия был убит весь орудийный расчет, от попадания других снарядов произошел взрыв и пожар. В 16.30 тремя попаданиями термитных снарядов пробило в трех местах вторую бронеплощадку, разбило орудие, возник пожар, бронеплощадка взорвалась. В это же время осколками авиабомб были разбиты все зенитные пулеметы ДШК.
В 17.00 авиабомбой был разбит паровоз (наклонился набок), паром были обожжены командир бронепоезда капитан Фандей и бригада машинистов: старшина Пустовалов, старший сержант Минаков и сержант Пронин. Капитан Фандей, превозмогая боль, снаружи бронепоезда командует огнем из уцелевшей бронеплощадки.
В 4-й бронеплощадке снарядом противника было разбито противооткатное приспособление, орудийный расчет рискуя жизнью вручную накатывал ствол орудия вперед, продолжая вести огонь и подбив еще один танк. И только вторичным попаданием снаряда противника было разбито орудие и начался пожар бронеплощадки, после чего личный состав был высажен».
Уцелевшая часть команды бронепоезда вела бой до темноты, после чего отошла в тыл.
На следующий день в бою погиб и бронепоезд ««Вперёд, на Запад!»
В 1943 году 36-й отдельный дивизион бронепоездов был восстановлен. Получил два новых бепо, почётное звание Ардонский, а также имя Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева.
_________________________________________
На фото: Июнь 1942 года. СССР. Повреждённый у Воронежа советский бронепоезд. На бронеплощадке тело погибшего члена экипажа.
Фотография сделана войннослужащим 694-й роты пропаганды вермахта.
Источник: Bundesarchiv
Июнь 1942 года. СССР. Повреждённый у Воронежа советский бронепоезд. На бронеплощадке тело погибшего члена экипажа.
Фотография сделана войннослужащим 694-й роты пропаганды вермахта.
Источник: Bundesarchiv