Сегодня мы покажем заброшенный в первой половине 1990-х гг. бункер Запасного Командного Пункта 183-го Ракетоносного Авиационного Полка Дважды Краснознамённой Рананской 25-й Морской Ракетоносной Авиационной Дивизии ВВС Тихоокеанского флота им. Героя Советского Союза Н. А. Острякова, располагавшийся у аэродрома "Кневичи".
Для начала как обычно немного истории:
Если вам не интересна историческая справка о полке, то вы можете просто её пролистать и сразу перейти к просмотру фотографий.
49-й МТАП 29-й БАБ
История самого авиаполка берёт своё начало с весны 1942 г., когда на основании Приказа Народного Комиссариата Военно-Морского Флота № 0042 от 18.02.1942 г. и Приказа Командующего Тихоокеанским флотом № 0033 от 19.03.1942 г. был сформирован 49-й Минно-Торпедный Авиационный Полк на базе эскадрильи 50-го МТАП и двух эскадрилий 4-го МТАП.
Тогда в полку было 32 самолёта ДБ-3Т, а местом дислокации полка в составе 29-й бомбардировочной авиационной бригады стал аэродром "Новонежино".
49-й МТАП 2-й МТАД ВВС ВМФ им. Острякова
В 1943 г. на основании Указа НК ВМФ № 0528 Президиума ВС СССР, бригаде было присвоено имя её погибшего бывшего командира генерал-майора Николая Острякова и в том же году 29-я БАБ была переформирована во 2-ю минно-торпедную авиационную дивизию и полк стал именоваться 49-й МТАП 2-й МТАД ВВС ВМФ им. Острякова.
Во время Великой Отечественной Войны основной задачей авиаполка была подготовка лётных экипажей перед отправкой на западный фронт.
49-й МТАП Краснознамённой Рананской 2-й МТАД ВВС ТОФ им. Острякова
После окончания ВОВ экипажи 49-го МТАП принимали активное участие в боях в Советско-Японской войне и за 75 боевых вылетов на самолётах ДБ-3 и А-20 произвёли самое большое количество торпедных атак среди всех торпедоносцев флота, за что была награждена Орденом Красного Знамени и в 1945 г. на основании Приказа НК ВМФ № 0519 от 25.09.1945 г. дивизии было присвоено почётное наименование "Рананская". Соответственно полк стал именоваться 49-й МТАП Краснознамённой Рананской 2-й МТАД ВВС ТОФ им. Острякова.
49-й МТАП Краснознамённой Рананской 3-й МТАД ВВС ТОФ им. Острякова
В 1947 г. 2-я МТАД ВВС ВМФ была переименована в 3-ю МТАД ВВС ТОФ, а соответственно и полк стал именоваться 49-й МТАП Краснознамённой Рананской 3-й МТАД ВВС ТОФ им. Острякова.
В 1952 г. личный состав авиаполка стал переучиваться на новые машины Ту-14 и в составе дивизии был передислоцирован на аэродром "Западные Кневичи".
49-й МТАП ДД 3-й Краснознамённой Рананской МТАД ДД ВВС ТОФ им. острякова
В 1959 г. личный состав 49-го МТАП вновь начал переучивание на новые самолёты. Это были первые серийные советские реактивные дальние бомбардировщики Ту-16, а сама дивизия была переименована в 3-ю МТАД Дальнего Действия. Соответственно и полк стал 49-м МТАП ДД 3-й Краснознамённой Рананской МТАД ДД ВВС ТОФ им. Острякова. Для новых самолётов на аэродроме "Западные Кневичи" началось строительство новой ВПП, рулёжных дорожек и стоянок авиатехники.
49-й МРАП 3-й Краснознамённой Рананской МРАД ВВС ТОФ им. Острякова
В 1961 г. 3-я МТАД ДД была переформирована в 3-ю Морскую Ракетоносную Авиационную Дивизию, а соответственно и полк также стал именоваться 49-м МРАП 3-й Краснознамённой Рананской МРАД ВВС ТОФ им. Острякова.
В 1960-х гг. для осуществления командования полком был построен Запасной Командный пункт, где в случае невозможности командования из основного штаба должен был разместиться командный состав полка.
183-й МРАП 25-й Краснознамённой Рананской МРАД ВВС ТОФ им. Острякова
Летом 1971 г. начальник разведки 50-го гвардейского Отдельного ДальнеРазведывательного Авиационного Полка майор В. К. Шавдий совершил предательство и передал США секретные сведения о составе и местах дислокации частей ВВС ТОФ. Из за произошедшего ЧП в срочном порядке был переименован ряд авиационных соединений. В частности 3-я МРАД стала 25-й, а входивший в неё 49-й МРАП стал именоваться 183-м МРАП (в.ч. 51367) 25-й Краснознамённой Рананской МРАД ВВС ТОФ им. Острякова.
183-й МРАП Дважды Краснознамённой Рананской 25-й МРАД ТОФ им. Острякова
А в 1978 г. дивизия была награждена ещё одним орденом Красного Знамени и полк стал именоваться 183-м МРАП Дважды Краснознамённой Рананской 25-й МРАД ТОФ им. Острякова.
В конце 1991 г. личный состав полка вновь стал переучиваться на новые тяжёлые сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М2, передислоцированные с аэродрома "Быхов" из состава 170-го гвардейского МРАП ВВС Балтийского флота.
Расформирование
Но в 1993 г. на основании Директивы ГШ ВМФ №730/1/0530 от 11 июня 1993 г. дивизия и входившие в неё морские ракетоносные авиаполки были расформированы, а исправные самолёты 183-го МРАП были передислоцированы на аэродром "Каменный Ручей".
Так закончилась история авиаполка.
После расформирования бункер ЗКП был законсервирован, а позже заброшен и разграблен.
Так этот командный пункт выглядел схематично.
Он представлял из себя шесть блоков из быстровозводимых арочных железобетонных конструкций, соединённых между собой монолитным коридором с ещё одним блоком и обвалованный землёй.
Бункер, стоящий посреди болот, сразу выдаёт холм с большими оголовками вентиляционных шахт.
Так выглядит главный вход в командный пункт. К сожалению за четверть века его давно разграбили мародёры, а металл порезали черметчики, но мы всё же заглянем внутрь.
На входе были оборудованы тамбур-шлюзы с четырьмя гермодверями. Они были нужны для предотвращения прямого контакта внутренних помещений с заражённым воздухом с улицы в случае опасности.
Каждую следующую гермодверь можно было открыть только закрыв предыдущую, а для большей герметичности внутри сооружения создавалось повышенное давление, обеспечивавшее подпор воздуха, который не давал бы проходить газам внутрь через щели.
Из первого тамбур-шлюза также имелся выход в вентиляционное помещение, из которого через гермолюк можно было попасть в помещение с фильтро-вентиляционной установкой.
Сразу после ряда гермодверей начинается главный коридор, в котором на момент визита обрушился короб воздуховода. Позже черметчики утащили и его.
По обе стороны коридора располагались входы в блоки КП.
Проём от гермодвери на входе в один из блоков.
Один из блоков с несколькими кабинетами был выкрашен в жёлтый цвет. Какие службы в нём размещались сказать сложно, но судя по кабельной полке, скорее всего что-то из связи.
Ещё один блок, выкрашенный в сине-голубой.
Он представлял из себя несколько небольших залов и четыре кабинета.
Ещё один блок был выкрашен в сине-зелёный. Тут было ещё 4 кабинета и пара залов.
Блок с большим залом и ещё одним помещением в конце.
В вентиляционной шахте возле помещения ФВУ есть вот такие проёмы в потолке.
В них раньше были установлены так называемые "реснички". Это такие цилиндрические защитные устройства воздухозабора, которые при воздействии снаружи взрывной волны, автоматически закрываются.
Так выглядят блоки из сборных арочных конструкций.
А так выглядит монолитная часть объекта.
Небольшой блок с туалетами и помещением ФВУ. В дальнем дверном проёме виден ещё один арочный блок, где было установлено два дизель-генератора. А в полу виден люк технического колодца.
В этом помещении когда-то была установлена фильтро-вентиляционная установка для очистки воздуха от различных отравляющих веществ и радиоактивной пыли. В стене виден проём гермолюка в помещение вентиляционной с выходом в первый тамбур-шлюз входа.
Главный монолитный коридор упирается другим концом в помещение из которого через гермолюк можно было попасть в ещё одну вентиляционную шахту, из которой далее через ещё два гермолюка можно было попасть в ещё один блок.
В вентиляционной шахте были такие же защитные устройства, как и в предыдущей.
И через проёмы от гермолюков мы выходим, а точнее выползаем, в ещё один блок.
В этом блоке раньше на ложементах стояла какая-то большая ёмкость, то ли с топливом, то ли с водой. Хотя запаха топлива тут не было.
Этот блок имел свой отдельный большой вход.
Ну и выход из этого блока, на входе в который были установлены большие гермоворота.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.