В 70-е годы для молодежи побывать на БАМе было очень престижно – комсомольская стройка. Для студентов поработать летом в стройотряде было хорошим способом заработать деньги, но при этом понимали, что поехать в Сибирь просто так вряд ли получится…
Ранее я рассказала о Музее строительства БАМа в Северобайкальске, но история Тынды значительно богаче и интереснее. Она начинается с жизни местного населения - эвенков, строительства Транссиба-2.
Материалы для музея стали собирать еще с начала 70-х годов, а открыли музей в отдельном здании в День железнодорожника 1976 года. Мы как раз тогда выезжали в Тынду на празднование профессионального дня на стадион города. Но тогда мы ничего не слышали о музее…
В одном зале представлена история жизни местного населения эвенков, даже построено их жилье – чум, который зимой покрывали оленьими шкурами. Во время кочевья они забирали шкуры с собой, а жерди оставляли.
Особенностью эвенков было отношение к природе, как к живому существу, населенному духами, они обожествляли скалы, деревья, источники. Поэтому они не убивали животных и дичь больше, чем необходимо для пропитания и для жизни. Не рубили деревьев больше, чем нужно, старательно убирали жилища и места проживания после себя.
В зале «Изыскания и строительство БАМа в 30-е годы» выставлены и хранятся документы тех времен по разработке и строительству Транссибирской дороги.
В экспозициях о БАМЛаге раскрываются страшные тайны проживания военных железнодорожных войск, вольнонаемных, заключенных и их детей. Из писем и фотографий можно узнать о голоде и холоде, сопутствующих все время проживания, об отсутствии нормальной одежды и особенно обуви, о жизни в бараках, о болезнях и эпидемиях.
Очень интересные экспозиции по работам в урановом руднике Мраморного ущелья. Здесь материалы по лагерным баракам, строительству железной дороги в разные годы, по работам в Мраморном ущелье. Есть большая коллекция материалов и экспонатов Сковородинской Мерзлотной станции и семейный архив бывшего начальника БАМЛага.
В музее есть еще один уникальный экспонат – это дом-бочка, который называли бочка Диогена. Вот только не понятно, кто назвал так – то ли военные, то ли заключенные, то ли комсомольцы. Но я в Тынде и Новотындинском таких бочек не видели.
По сравнению с бараком это было очень комфортное жилье, о котором могли мечтать бамовцы. Они обустраивали такое жилье как квартиру. Эти бочки выпускали в Волоколамске для полярников, а с 1974 годы и для строителей БАМа. Их стали заменять на постоянные дома только в 1980 году.
Экспонаты строительства БАМа 70-80 годов – самые яркие. Можно увидеть не только материалы, фотографии, плакаты, значки, марки тех времен, поделки жителей, одежду, инструменты.
А ведь в 70-х ехали стройотряды, молодежь, создавали семьи. Чтобы поехать, например, в стройотряд надо было сделать три прививки от энцефалита. Прививки делали под лопатку, очень болезненные - по месяцу было больно прикоснуться. После второй и третьей становилось лучше уже, а к лету и забыли уже, что пережили самые страшные прививки.
Условия жизни были ужасными у первых строителей. Жили в палатках, бараках, позже строили щитовые дома, которые оббивали сухой штукатуркой. Возможно, в суровые зимы в них было тепло.
В стройотряде же летом было в брезентовых палатках не очень приятно - днем жара до 30 градусов, а ночью - до нуля, с брезента капал конденсат воды. Сначала ложились спать тепло одетые, а потом поняли, что так даже хуже. Поэтому, когда ложились спать, сначала стучали зубами, согреваясь, а потом уже и засыпали.
Отдельный зал посвящается здравоохранению БАМа. Медицина была на высоте, присылали лучших врачей, снабжали лучшей медтехникой. На экспозициях много фотографий с оборудованными кабинетами и приемами врачей.
Начало статьи о строительстве БАМа и музее в Северобайкальске я рассказала ранее. О жизни нашего студенческого стройотряда от МИИТа я рассказала ранее в статье. Больше фотографий можете посмотреть в небольшом видео.
Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного…