Найти тему
Шкиперские байки

«Стальной позвоночник России» 19-го века, а "короче БАМ"

Планы построить железную дорогу севернее границы с Китаем были еще в конце 19 века. Но после изучения будущего маршрута Русское техническое общество пришло к выводу, что из-за отсутствия инфраструктуры, сложных физико-географических условий Россия экономически не сможет выполнить этот проект, и отложили до лучших времен.

«Должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора» - Александр III.
«Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних сообщений» - рескрипт 1891 года.

И за 23 года построили Транссиб южнее Байкала и близко к границе Китая. Но это не устраивало Российскую империю, нужна была дорога, которая проходила бы севернее Байкала и подальше от границы... Причем, пока пробивали туннели, придумали рельсы прокладывать зимой по льду на Байкале, а летом - через паром. Трудно представить теперь, как это было... Это было нужно, чтобы перебросить российские войска к границе с Японией. Европа воспринимала, как фантастику, поезда, идущие по льду.

Вернулись к изыскательским работам от Иркутска до Усть-Кута в 1906-1911 годах, когда выезжали на местность Сибири, в район Амура. Лучшие инженеры оценивали, каким маршрутом лучше провести Транссибирскую магистраль-2, рассматривали разные варианты, учитывая экономику и сложность. В строительстве этой дороге были заинтересованы также золотодобытчики, и российские предприниматели.

-2

К этой идее вернулись только в 1926 году, выполнили топографическую разведку с помощью Отдельного корпуса железнодорожных войск, и будущую дорогу назвали Байкало-Амурская магистраль. Сначала из-за нехватки рабочих рук привлекали те же железнодорожные войска и к строительным работам.

Позже в 1932 году на строительство дорог бросили сначала 25 тысяч заключенных ГУЛАГа, а в 1935 году здесь уже работало более162 тысяч заключенных, около 4 тысяч вольнонаемных и 6534 человек военизированный охраны. Перед войной здесь были сформированы из них шесть исправительно-трудовых лагеря - БамЛаг.

Великая Отечественная война отложила дальнейшее строительство. Даже часть железной дороги была разобрана для строительства защитных сооружений обороны Сталинграда.

В послевоенное время БАМ строилась необходимыми небольшими участками - Комсомольск - Советская Гавань, Тайшет-Усть-Кут до 1958 года. Но опять не хватало рабочих рук - стройка была заморожена на девять лет.

-4

Современная БАМ от Усть-Кута до Нового Ургала, а это 4200 км путей с инфраструктурой, возобновилась только в 1968 году – начали проводить снова изыскательские работы, перепланировки. Широкомасштабный проект объявили в 1972 году, и строительство БАМа стало стройкой века. Сюда ехали как квалифицированные специалисты со всего Союза, так и молодежь, получая комсомольские путевки.

-5

Широкий размах получили студенческие отряды, особенно из железнодорожных ВУЗов, которые готовили специалистов по строительству мостов и тоннелей, путейцев, промышленно-гражданских специалистов. Ранее я уже рассказывала о своем стройотряде – МИИТ был одним из базовых институтов студенческого комсомольского движения.

-6

В память о тех временах были созданы два музея по истории строительства БАМ – в Тынде и Северобайкальске. Почти в каждой семье там были строители БАМа, было о чем вспомнить и рассказать, - сохранилось многое, что собирали в музей. Это и архивы документов, газеты со статьями о Бурятском участке дороги, плакаты, значки, эмблемы, «бамовки» - из грубой хлопчатобумажной ткани ветровки, каски, инструменты, макеты… Позже были сделаны экспозиции о местности и местных жителях, их культуре.

-7
-8

Музей в Северобайкальске открыли в 1981 году – здание из бруса построили в свободное время рабочие бригады СМП–575. Музей хоть и небольшой, но в нем бурлила жизнь – проводили разные мероприятия, встречи, семинары, выступления известных людей, приглашали школьников, студентов. Со временем самый молодой музей Бурятии стал культурным центром, в котором бережно хранят традиции патриотизма, воспитания молодежи, национальных ценностей.

-9

В 2009 году у музея был большой праздник – переехали в более просторное здание, в котором развернули экспозиции по национальной одежде бурят, тибетской медицине, о камнях и самоцветах, о заповеднике Баргузинский и многие другие.

-10

По-новому разместили экспонаты, представляя сорокалетнюю «бурятскую» историю БАМа, местной природы, флоры и фауны. Экскурсоводы увлеченно рассказывают о тех событиях, как будто проживают все заново сами с каждой группой туристов.

-11
Когда мы ходили по залам музея, охватывала мысль о том, насколько романтическим и героическим был сам по себе проект строительства БАМа, сколько энергии было потрачено, чтобы соединить Восток и Запад России. Вышел из музея со стойким чувством уважения к каждому, кто хотя бы одну шпалу уложил в полотно БАМа – из отзывов.

Также здесь постоянно встречаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны строительства БАМа, школьники проводят праздники, встречают гостей города...

На побережье недалеко от порта построили бетонный памятник, где высадилась первая бригада строителей БАМа из восьми человек. Памятник создан в виде палатки с якорем, но многие все же заезжают посмотреть и сфотографироваться на фоне прекрасных пейзажей Байкала и гор. А влюбленные и местные молодожены приходят сюда повесить замки как символ счастья.

Стоишь возле этого памятника и не можешь не думать о том, как это все было, с чего все это начиналось, сколько энтузиазма, веры и самоотдачи было у тех первых строителей... Надпись, сделанная сзади, вообще растрогала до слез…

И я с ними согласна - в студенческие годы провела два месяца в стройотряде летом. Как же много это дало в дальнейшей жизни нам! Конечно, у строителей значительно сложнее, ведь они там жили постоянно, создавали семьи, рожали и растили детей, да и ценности были другие…

-13

О "Музее строительства БАМа" в Тынде расскажу в следующей публикации. О своем студенческом стройотряде МИИТа рассказала ранее в статье. Больше фотографий посмотрите в видеоролике.

Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного…