Эволюция веры человечества под влиянием стремлений и осознания человека. Симбиоз религий в едином Авраамовом «корне». Отрыв религиозных догм от правил в обществе. Религиозные секты - отделить семена от плевел.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ СОБЫТИЙ ПРИРОДЫ И ВЕЩЕЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА С СИЛАМИ ПРИРОДЫ И БОГА происходит на протяжении всей сознательной истории Homo Sapiens (человек разумный). Антропологи пишут, что первые научно идентифицированные и подтверждённые интерпретации событий природы и предметов происходят на рубеже 50-100 тысяч лет назад (по данным некоторых исследователей). Общее развитие протекало по пути от веры в духов природных сил и объектов (горы, реки, ветер, лес и т.д.), затем вера в Богов каждой природной силы и объектов, текущая стадия вера в единого Бога Отца и Творца всего сущего. Но есть особенности, например традиционная вера Китайцев и Японцев не предполагает конкретного божества, скорее духи.
Признаки, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся действительно многочисленными и убедительными лишь для периода верхнего палеолита (около 20-40 тысяч лет назад). С определением времени возникновения религиозных обычаев тесно связана проблема определения различия и разграничения первобытных «формирующихся людей» (архантропов и палеоантропов) и первобытных людей современного физического типа (неоантропов, Homo sapiens), к которым принадлежали люди верхнего палеолита, именуемые обычно кроманьонцам.
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ВОЗНИКАЕТ ПРИ ОПРЕДЕЛЁННОМ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ МОЗГА человека в силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могущественного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоотношений между этими силами копировалась с соответствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизмы, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ УСЛОЖНЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия, как первоначальная форма религии), Р. Маретта (эпоха аниматизма, оживотворение природы), и Л. Леви-Брюль (первобытный дологический мистицизм). С другой стороны, современные исследования указывают именно на эволюционный характер развития религий и верований. При этом возникновение стратифицированных пантеонов и затем концепции единого Бога-вседержителя соответствовали социальной эволюции того или иного социума: от равенства охотников-собирателей (75-100 тыс. лет до н. э.) до социальной стратификации земледельческих цивилизаций (7-10 тыс. лет до н. э.).
Основатели марксизма также разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сначала перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успех своей деятельности.
СИМБИОЗ РЕЛИГИЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЕДИНОМ «КОРНЕ». Существуют так называемые «Авраамические» религии, Единый отец Библейский Авраам для Иудаизма, Христианства и Ислама.
РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ - ОТДЕЛИТЬ СЕМЕНА ОТ ПЛЕВЕЛ (от сорняков). Например: Массоны (вольные каменщики, инженеры жизни), Иллюминаты (просвещённые), Саентология (знание, учение), свидетели Иеговы (идущие засвидетельствовать пришествие Иеговы и приготовляющие людей к близкому концу света - признана экстремистской организацией в России, Китае и других странах), Адвентисты (апокалиптические, ожидающие скорейшего второго пришествия Спасителя) и т.д.
Хотя в своё время и Христианство и Ислам так же считались сектами (фракциями, отдельным / особым мнением) и вышли из Авраамической религии Иудаизма ...
РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ УКРЕПЛЯЛО НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ В ОБЩЕСТВЕ, повышая тем самым его стабильность, что, в свою очередь, давало конкурентное преимущество и закреплялось естественным отбором среди социумов. Религия влияла на формирование норм поведений и люди в свою очередь уточняли религиозные догматы в соответствии с текущими историческими стремлениями человека - стремление к справедливости, к правде, целомудренности, достойной жизни (хотя бы после смерти в Царствии Божием) и т.д.
- В чём сила брат? В Правде (фраза из фильма «Брат-1» в главной роли Сергей Бодров): «Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней».
Дух - в мифологии: сверхъестественное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся (почти) всегда недоступным для восприятия. В некоторых культурах бытует мнение, что духи могут вселяться в человека и подчинять себе его волю.
В русском языке слово "дух" означает также воздух или запах, что может говорить о том, что духи обладают свойствами воздуха.
Вера религиозная имеет в качестве своей особенности веру в реальность сверхъестественных сил; человек убеждён в том, что объектом его веры является сам Бог - сверхъестественное как реально существующее (в текущий исторический период веры).
Рели́гия (лат. religare - «связывать, соединять») - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, ритуалов и объединение людей в организации (церковь, синагога, мечеть).
Религия, Вера, философия и учения очень тесно взаимосвязаны. В исторические моменты древности религия и философия (любовь, стремление к мудрости) развивались параллельно, взаимно дополняя друг друга. В Западном мире они со временем разделились. В Восточном мире (Китай, Япония) философия сохранила приоритетное влияние на общество, сформировавшись в соответствующие Учения (Путь).
Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (ок. 250-325 годов) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом. Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
Сущность религии [её внутренняя сторона] – это духовная связь человека с Богом [непосредственное переживание Бога], выражающаяся в жизни по Его заповедям и постоянной обращённости к Нему с молитвой. Ибо только молитва соединяет человека с Богом. Об этом духовном единении говорит и этимология слова «религия», которое происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию определяют как духовный союз человека с Богом (Осипов А.И. профессор Московской Духовной Академии).
В Исламе используется название din (الدين), в смысле слова «религия», которое первоначально означало власть - подчинение, обычаи, а впоследствии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безграничной власти. Поэтому din стало обозначать: Иман (вера, от глагола «верить, уверовать»), Ислам (предание себя Богу, покорность, исполнение религиозных предписаний).
В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре обозначается словом «религия», используется слово chiao - «учение», 教 (научать).
В японском языке ближе всего подходит слово обозначаемое иероглифом 宗教 которое произносится как «сюке» - учение.
В старославянском языке употреблялись слова «вера», «верство», «верование», а в русском языке слово «религия» известно с начала XVIII века (со времён начала правления царя Петра Первого).
ВИДЫ РЕЛИГИЙ. Для религий Древнего Египта, Индии, Греции и Рима, Славян характерно было многобожие - политеизм.
Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и некоторых других.
Пантеизм - учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.).
Существуют также религии без Всевышнего (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) - вера в абстрактный идеал: конфуцианство (Китай), буддизм (Индия).
По отношению Творца (Бога) к человеку. Например, в буддизме Бог потенциально существует, но не взаимодействует с человеком, не наказывает и не поощряет. В христианстве Бог существует, может потенциально взаимодействовать с человеком, в будущем может наказывать и поощрять. В баптизме Бог представляет единое целое с человеческой душой. В исламе Всевышний постоянно находится рядом с человеком, постоянно властвует над ним и ежеминутно оценивает все его действия.
Верь и надейся на себя и на Бога. На Бога надейся, а сам не плошай, за бороной поспевай.
Анекдот по теме: в сельскую школу приехала молодая учительница. На первом уроке она говорит:
— Дети, запомните — Бога нет! Можете смело показывать фигу в небо.
Все дети начали дружно показывать фиги в небо. Только на задней парте тихо сидит Мойша и не показывает ничего.
— Мойша, а ты почему фигу не показываешь? Бога ведь нет!
— Если там никого нет, то кому показывать фигу? А если там кто-то есть, то зачем портить отношения?
Чтобы больше людей прочитали статью - ставьте, пожалуйста, лайки и подписывайтесь на канал. Отвечаю на комментарии, дискутируем, обсуждаем. Полную версию и другие статьи читайте на канале: Журнал Кругозор.
Всем удачи и добра! Игорь, Автор Главный редактор.