Такие самолеты, как Airspeed AS.51 "Horsa", редко получают свое должное место в грандиозном размахе Второй мировой войны. Конфликта, усеянного превосходными типами истребителей и бомбардировщиков, а также эксцентричным дизайном или двумя. "Horsa" представляла собой простой планер, предназначенный для перевозки людей и машин далеко за пределы боевых фронтов, часто приземляясь в тылу врага. Наблюдая за успехами немецких Воздушно-десантных частей на ранних этапах войны, англичане последовали их примеру и создали свой собственный воздушно-десантный контингент, и для этого было понятно, что для их легковооруженной пехоты потребуется специализированная техника. "Horsa" оказалась успешной в своих тонких способах, перевозя десятки войск, легких артиллерийских орудий или легких транспортных средств на войну, и производство в конечном итоге дало от 3500 до 5000 единиц к концу войны (источники варьируются).
Раннее развитие британских военных планеров дало ограниченные результаты. Спецификация X. 26.40 была в конечном итоге конкретизирована для габаритно большего планера, который мог перевозить 25 пехотинцев, будучи буксируемым "ведущим" самолетом. Обвинение пало на компанию Airspeed, которая всего за одиннадцать месяцев произвела AS.51 "Horsa". На аэродроме Грейт-Уэст компании Fairey Aircraft были оценены прототипы с бомбардировщиком Armstrong Whitworth Whitley в качестве ведущего. Пять дополнительных машин были введены в эксплуатацию для проведения погрузочных испытаний. В феврале 1941 года власти заключили контракт на 400 планеров, и первый полет был зарегистрирован 12 сентября того же года.хема AS.51 "Horsa". Взято из открытого источника.
С конструкцией, сделанной в основном из дерева, и требующей оборудования британских мебельных фабрик, планы самолета были специально разработаны, чтобы служить установившейся практике производства мебели. Поскольку большинству производителей мебели не хватало места, необходимого для готовых самолетов, планеры были окончательно собраны в руках персонала Королевских ВВС (RAF) за пределами объекта. Производство планеров перешло к Harris Lebus и Austin Motor Company.
Первоначальная "Horsa" Mk I получила левую откидную дверь, которая одновременно служила погрузочной рампой. Он буксировался через Y-образный трос, который тянулся от ведущего самолета к точкам на крыльях "Horsa". По замыслу, "Horsa" был по существу самолетом без двигателей, ибо выбранная конфигурация была обычной с централизованным фюзеляжем и передней кабиной, высоко установленными крыльями моноплана и традиционным однореберным хвостом с низко расположенными горизонтальными плоскостями.
Кабина пилота была сильно застеклена и обеспечивала отличное зрение. Экипаж из двух человек сидел бок о бок с двойной схемой управления, так что каждый член экипажа мог управлять самолетом. Упрощенная приборная панель была установлена на пьедестале между двумя позициями, как и низкая консоль. Кроме того, кабина пилота оставалась спартанской и лишенной ненужного беспорядка. В кормовой части кокпита находился трюм, который включал открытый каркас и места для сидения до 25 пехотинцев вдоль боковых стенок скамеек. Самолет буксировался во время взлета поверх сбрасываемого трехколесного шасси, а для посадки использовалась комбинация носового колеса и брюшного заноса. Сильные управляемые качества делали ее благоприятным самолетом для управления, а способность "быстро пикировать" позволяла пилотам проявлять некоторую точечную точность.
Размеры включали длину 67 футов, размах крыльев 88 футов и высоту 19,5 футов. Пустой вес был указан в 8 370 фунтов, а загруженный вес превышал 15 500 фунтов. Из-за своего буксируемого существования "Horsa" была ограничена в своих эксплуатационных характеристиках. Максимальная скорость достигала 150 миль в час при скорости скольжения около 100 миль в час или меньше.
На практике "Horsa" в значительной степени помогал самолет-носитель, который был оснащен двигателем. Планер крепился с помощью прочных тросов, соединяющих два самолета от взлета до полета. Оттуда пилоты планеров пытались держать свой самолет в гармонии с носителем до тех пор, пока не приблизились к зоне падения. Отделившись, экипаж планера управлял самолетом в меру своих возможностей, иногда под ясным непритязательным небом, а иногда под прямым огнем противника.
Производство AS.51 началось всерьез в течение 1942 года, в результате чего к намеченному месяцу поставки было выпущено более 2300 единиц. Во время испытаний планеры первоначально демонстрировали структурные недостатки при попытке перевозить больше, чем просто персонал, и они были исправлены как можно быстрее, добавив столь необходимую способность перевозить легкие артиллерийские системы и даже транспортные средства 4x4.
Раннее использование этих типов наблюдалось в действии над Северной Африкой и в ноябре 1942 года во время Норвежской кампании со смешанными результатами. Несмотря на это, самолеты продолжали служить в британском Арсенале и получили дополнительную службу в таких ключевых операциях, как операция "Хаски", вторжение в Нормандию и Операция "Маркет Гарден". Только в маркет-Гардене было задействовано более 1200 планеров в знаменитой многоцелевой атаке генерала Монтгомери, которая должна была закончить войну к Рождеству 1944 года. Британские военные выставили AS.51 через свой планерный пилотный полк армейского авиационного корпуса и эскадрилью No 670 королевских ВВС (RAF).
Несколько основных обозначения были в конечном счете связаны с наследием "Horsa", включая первоначальные модели Mk I., AS.58, Mk II был модифицированной формой с откидным носом для облегчения погрузки/разгрузки и его буксировочными тросами, теперь Соединенными на двухколесной носовой ножке. AS.52 был предложенной формой "бомбардировщика" с обеспечением боеприпасов, но так и не был усовершенствован. Точно так же AS.53 отошел на второй план и был задуман как более развитый Mk I.
Ставьте ЛАЙК. Подписывайтесь на канал! Будет ещё много интересного.