Добрый день, дорогие читатели! продолжаю рубрику «поступление в театральный институт».
Я семь лет работала в приемной комиссии театрального института, слушала разнообразные чтецкие программы, участвовала в педагогическом отборе абитуриентов и задавала вопросы мастерам почему они берут того или иного артиста к себе в обучение.
Как я писала ранее на поступление читают следующие произведения. Все эти литературные жанры нужны для того, чтобы раскрыть артиста с разных сторон. Лирика является неотъемлемой частью репертуара абитуриента.
Но бывают такие авторы, которых не рекомендуют к прочтению. Например,
когда поступающий называет «Эдуард Асадов...», то педагоги по актёрскому мастерству сразу говорят: «Эй, нет, у вас есть что-нибудь ещё?». Есть и те, которые выслушают вас, но на следующий тур попросят прочесть стихотворение другого автора.
Лишь однажды я видела благосклонное отношение к творчеству Эдуарда Асадова в стенах театрального института. Юная девушка на вступительных прослушиваниях читала стихотворение неизвестного автора. Отборочное прослушивание и три тура данное произведение она исполняла проникновенно. Каждый раз очень жалобно и трогательно, и слезы у неё текли всегда на одних тех же словах. Девушка явно что-то переживала за строками данного стихотворения. Стихотворение было пронизано личной болью исполнительницы. Данная абитуриентка занимала лидирующую позицию на поступлении, мастера были ей довольны, и она была допущена к конкурсу, где будущих артистов утверждает ректорат, кафедра актерского мастерства, кафедра сценической речи и администрация института.
Мастера утверждают последовательность чтения произведений на конкурсе, а сам репертуарный лист оформляется помощниками приёмной комиссии. В тот год мне помогала трогательная, ответственная, жизнерадостная актриса. Тогда она училась в институте и помогала приемной комиссии. В период поступления я принимала документы абитуриентов, а помощник занимался оформлением репертуарных листов. Необходимо было в нужной последовательности оформить репертуарный лист, проверить, чтобы были написана фамилия и имя автора, произведение, наклеить фотографию абитуриента, и сделать 10 копий. Волшебница-помощница все так и сделала. Все поправила, изменила, отредактировала и нашла неизвестные фамилии всех авторов.
И вот конкурс. Туфли начищены, рубашки отглажены, платья надеты - абитуриенты сидят в гримерке и ждут своего выхода на учебную сцену. Все педагоги под предводительством ректора рассаживаются на свои места, им раздают репертуарные листы. Каждому свой экземпляр. На сцену выходит первая пятерка, где и сидит та самая девушка, которая проникновенно читала неизвестного автора. Она вышла на сцену громко назвала произведение и только начала говорить: «Автор неи...», ректор тут же перебил словами: «Как же! Автор Эдуард Асадов», неловкая пауза, напомню это конкурс, ректор театрального института смотрит абитуриентов тут не может быть ошибок, а тут вопиющий случай, что Асадова на конкурсе читают!!! Мастер немеет и находит сказать единственное: «Но она его очень хорошо читает». Ректор и кафедра направляют свои взоры на сцену, где абитуриента пытается объяснить, что она не знала об этом авторе... а по зрительному залу пронеслось: «Откуда взялся Асадов, ведь автор был неизвестен».
Когда уже конкурс закончился, обучающихся утвердили, абитуриентку со стихотворением «неизвестного автора» зачислили, а помощница приемной комиссии лично подошла к ректору и мастеру и покаялась, что это она нашла неизвестного автора... все дружно посмеялись, но Таню попросили больше не помогать искать то, что искать не нужно.
И все же почему в театральном институте не рекомендуют читать стихотворения Эдуарда Асадова? В театральном мире ценится игра. Педагоги наблюдают, что переживает артист за строчками стихотворений, им важна душевная и эмоциональная мысль, которая идёт от абитуриента. В стихах Эдуарда Аркадьевича все очевидно, и артисту нечего играть, потому что все есть в словах. Автор уже назвал, что лирический герой грустит, раздавлен, в бешенстве или скучает по своей любимой. Все есть в словах, и артисту нечего сыграть. Артист не может сыграть текст. Это как минимум не интересно и для него самого и для зрителя. Поэтому чтецкий материал подбирается такой, чтобы абитуриент мог его прожить на сцене. То есть если он расстаётся, то именно сейчас здесь на сцене, если признается в любви, то именно этими словами автора. Той абитуриентке удалось найти что-то своё в стихах автора, поэтому никому и не хотелось сделать автора известным, им хватило её актёрского проживания.
А как вы относитесь к поэтическому творчеству Эдуарда Асадова?