Князь Владимир Святославич был вначале князем Новгородским,а затем занял золотой престол Киева, — вскоре после смерти князя Святослава и после борьбы с соперником, братом Ярополком. Именно он, по церковной легенде, будто бы и крестил Русь в 988 году.
Однако, что это было за крещение? И было ли оно? Тут есть вопросы...
Кстати, относительно роли Владимира Святославича, как первокрестителя, и в церкви поначалу существовали сомнения. У него было несколько "конкурентов", к примеру вначале была не менее популярна также версия и о князе Бравлине, тоже "прозревшем при крещении", но не в Херсонесе , а в Суроже . Да ведь и канонизирован он был только спустя двести лет после смерти.
И в самом деле, крещение Руси князем Владимиром Святославичем — суть легенда или подлинная история?
Согласно русским летописям, Владимир Святославич большую часть жизни правил как обычный языческий князь. Воевал, укреплял страну и раздвигал её границы. Он отвоевал у ляхов Червоную Русь (ныне Западная Украина). Усмирил радимичей, кои с тех пор стали, по поговорке, «бегать от волчьего хвоста», ибо воеводу киевского князя звали Волчий Хвост. Затем покорил ятвягов.
Укрепляя великокняжескую власть, Владимир в начале своего правления решил провести и религиозную реформу. Именно — языческую. Он намеревался вначале укрепить княжеский культ Перуна. «Поставил кумиры вне двора теремного: Перуна деревянного — главу серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь…»
Уже сие странно звучит, как будто до Владимира и язычества никакого не было, и кумиры богов не стояли… Впрочем, здесь явно летописец поминает библейского Соломона, ибо здесь едва прикрытая цитата из Библии. То же относится к известию о «гареме» Владимира, коего здесь уже прямо сравнивают с Соломоном-царём.
И уже это показывает, что подлинных сведений у летописца было мало, а «лакуны» заполнялись описаниями похожих событий из Священного писания.
Также, по свидетельству летописи, Владимир посылал дядю своего Добрыню в Новгород, где тот поставил кумира бога Перуна над рекою Волховом. Но если даже «языческая» реформа и была свершена тогда, то она была «перунической» — возможно, ранее Перун занимал в религии не столь важное место.
На мой взгляд, уже тогда Владимир Святославич и Добрыня Малич действовали так, дабы противопоставить культу Перуна — арианское почитание Буса Белояра и всего княжеского рода Яров, восходящего к Яриле и Велесу. Возможно, происхождение от Мала (а значит, и от конунга Амала Венда), повинного в казни Буса Белояра, и побуждало князя Владимира отходить от Бусовой веры.
Однако язычество, противопоставляемое ведославию, расшатывало государственные устои, поскольку не освящало верховную власть.
Главное же, что подвигало князя Владимира: ему было важно ввести страну в круг держав европейских. Сей статус он желал скрепить браком с сестрой императора Византии. То есть он продолжил ту же политику, что и его бабушка, княгиня Ольга.
Однако это вовсе не значит, что он принял крещение и именно в византийскую ортодоксию, как в том пытаются нас убедить церковные историки. Это бы для него значило признание своим владыкой императора, подчинения религии (идеологии того времени) интересам Византийского патриархата. И, судя по всему, князь Владимир так и остался арианином, — он лишь отошёл от русского ведославного арианства — к арианству библейскому.
Очевидное свидетельство сего мы находим в русских летописях. Согласно «Повести временных лет», при крещении князь Владимир зачитал именно арианский символ веры: «Сын же подобосущен и собезначален Отцу…»
Подобосущен, а вовсе не единосущен, как это следовало бы сказать, согласно никейскому символу веры. И далее в сём известии также, в полном согласии с арианским учением, утверждается старшинство Бога Отца и во времени, и по отношению к двум другим ипостасям Троицы (в арианстве — Триглава).
Ариане же говорили о том, что Сын Божий являлся и до Христа Галилейского и будет являться в грядущем. Ведославные ариане утверждали, что Спасом был также и Бус Белояр, находя подтверждение сему, кроме Вед, также и в Библии (например, в 4-й книге Ездры) в словах о грядущем через четыреста лет после Христа Параклете-Утешителе, который будет славен более Христа… «и более меня сотворит», согласно Евангелию.
Сим же ариане утверждали право на власть у священной династии Буса Белояра на Руси, и, полагаю, также Меровингов в германо-скандинавских и франкских краях и т. д.
Известно также, что и св. Кирилл боролся в славянских землях не только с язычеством, но и, согласно «Написанию о правой вере», с «арианским неистовством».
Вспомним также, что предки Владимира Святославича по линии Малуши и древлянского князя Мала, и вплоть до конунга Амала Венда, пятьсот лет исповедовали именно арианство готское. Как, кстати, и большинство монархов Старой Европы. Важно отметить, что ариан в документах Ватикана чаще всего именуют готами, нередко их смешивая и со славянами.
* * *
Однако вернёмся к Владимиру Святославичу. Итак, русские летописи отмечают, что он крестился в веру арианскую. В какой исторической обстановке это происходило?
Русь после победоносных войн Владимира Святославича, продолжившего дело отца своего Святослава, была крепка и сильна. А Византию, напротив, раздирали внутренние смуты, ослабляли военные неудачи. Так, в 986 году император Василий II предпринял поход против болгар, но был разбит. Часть восточных провинций империи отошла болгарам. Одновременно в Малой Азии вспыхнуло восстание Варды Фоки, решившего воспользоваться разгромом имперского войска, дабы самому захватить власть. Судя по всему, на сторону Варды Фоки перешли греки всех черноморских колоний Византии, в том числе и Херсонеса Таврического.
По этой причине Василию II ничего не оставалось, как пойти на союз с Владимиром Святославичем, и скрепить его браком своей сестры Анны. Это означало признание Владимира Святославича равным императорам. Тогда князь Владимира послал на помощь императору 6-тысячную варяжскую рать, сыгравшую решающую роль в битве при Хрисополе и разгроме войск мятежного Варды Фоки. Также был осаждён и вскоре разгромлен отложившийся от империи Херсонес. Возвратить же его Византии Владимир согласился только в обмен на руку принцессы Анны.
Возможно, тогда состоялось и крещение Владимира, как о том сообщают русские летописи. Однако они столь противоречивы в сём, что опираться на них крайне трудно. В разных летописях указываются разные церкви Херсонеса и даже Константинополя, где якобы крестился и затем заключил брак (или вначале обручился) с Анной князь Владимир.
Вспомним также, что в житии Стефана Сурожского так вообще говорится, что на принцессе Анне женился другой князь, и именно — Бравлин. Последнее крайне невероятно, ибо рукопись поздняя, но и сие говорит о том, что ясности с крещением князя Владимира, да и с женитьбой его на византийской принцессе Анне, не было пару веков и в самой церкви. Не был Владимир святым и почитаемым весьма долго, житие же его — позднее сочинение, основанное уже на легендах.
* * *
Заметим, и византийские историки ничего о крещении князя Владимира не знают. А ведь им доверия больше, ибо считается, что эти рукописи современны событиям и не подвергались редактуре.
Лишь вскользь в десятой книге «Истории» Льва Диакона упоминается о взятии варварами Херсонеса. И событие это упоминается в ряду с другими неблагоприятными знамениями, потрясшими тогда византийцев:
«И на другие тягчайшие беды указывал тогда восход появившейся тогда звезды (имеется в виду комета Галлея, явившаяся в августе 989 года, — А. А ), а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью в северной части неба: ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсонеса и завоевание мисянами Верии…»
Собственно, это всё. Безымянные тавроскифы берут Херсонес — и это «тягчайшая беда», наряду с кометою и «огненными столбами». И ничего о последовавшей за сим благодати истинной веры, осиявшей тавроскифов, ничего и о самом крещении киевского князя Владимира… Полное молчание!
Полагаю, объясняется это тем, что князь Владимир не оправдал надежд Византии. Сестру императора взял в жёны, принял и приданое, но ограничился помощью в подавлении восстания Варды Фоки.
Веры же своей, по сути, не менял, оставшись арианского исповедания. К примеру, по сию пору мало кому известно его имя в крещении (Василий). В честь св. Николая, как покровителя Аскольда, выстроили церковь, а в честь св. Василия? Напротив, именно языческое имя князя Владимира было включено в святцы, и в память этого имени строили соборы (не в память ли о Бусе, имевшем прозвище Владыка мира, то есть Владимир?).
Впрочем, вероятно, Владимир всё же перешёл от ведославного толка арианства, соединённого с верой Перуновой, к египетскому арианству.
Да, и ещё важное замечание: князь Владимир сделал выбор в пользу единобрачия, а языческие жёны были им отпущены. Кстати, сих было только три (четвёртая — Анна), остальных же ему потом приписали, ибо житие Владимира в рассказе о сотнях жён князя цитирует слово в слово библейскую легенду о царе Соломоне.
Это, скорее всего, литературная фантазия, подобная сочинению "скоморошьей" легенды о сватовстве императора Византии к княгине Ольге (см. здесь) и прочим выдумкам монахов, обделённых в жизни, но отдающих должное сей соблазнительной для них теме в писаниях.
К сходному выводу, кстати, пришёл и один из крупнейших богословов Русской православной церкви о. Стефан Ляшевский в своём труде «История христианства в земле русской. С I-го X-й век».
Он писал буквально следующее: «Князь Владимир, приняв крещение с народом, подчинил свою иерархию не Константинопольскому патриарху, как того требовали греки, а Патриарху Орхидскому т. е. болгарскому (коего, кстати, обвиняли в богумильстве и арианской ереси — А. А.)».
То, что князь Владимир, уйдя от язычества Перуновой веры, сделал выбор в пользу веры арианской, вначале в Киеве было воспринято как благо не только христианами, но и арианами ведическими, а также, полагаю, язычниками Велесовой веры.
Гонения коснулись только тех перунистов, кои сами боролись с князем за власть. Потому особо ярых почитателей Перуна (перед свержением его кумира) князь Владимир заблаговременно отправил на войну с Вардой Фокой в Византию.
Точно так, и в те же годы, происходила и христианизация Норвегии, где конунг Олаф (кстати, девять лет перед тем живший при дворе родственников — Владимира и Ольги) также собирал, причём трижды, тинг вождей, когда крестил «огнём и мечом» ту или иную часть королевства. О том повествует скандинавская сага об Олафе Трюгвассоне.
Похоже, что киевское вече было настроено против рьяных почитателей Перуна (балтского Перкуна). И прежде всего, вече выступило против варягов, о жестокости коих и обычае приносить кровавые жертвы, даже и человеческие, упоминают не одни только христианские летописи, но и сама «Велесова книга» ("это варяги и греки приносят жертву страшную, человеческую").
Надо полагать, и велесовцы, да и ариане, как ведославные, так и библейские, тогда перешли на сторону князя Владимира Святославича.
Ведославные просто не стали противится тому, чтобы на Купале прозвучал и христианский молебен по Иоанну Крестителю, тем паче что сей святой уже был переименован арианами в Ивана Купалу и почитался его воплощением.
Сам же князь Владимир так и не осознал, что свершил религиозный переворот. Не заметили сего и его подданные. Так, даже в русских былинах Владимир Красное Солнышко — вовсе не «креститель», борющийся со старыми традициями, напротив, это обычный эпический русский князь со своими слабостями и сильными сторонами...
Христианизация же Руси, судя по всему, шла медленно, не год и не десятилетие, а несколько столетий — по мере укрепления церкви...
Статьи на ту же тему:
1) Деяния языческого князя Руси Игоря Старого (911—945 гг.)
2) Языческий князь Руси Святослав Игоревич.
3) А было ли крещение княгини Ольги?
P/S
Кстати, в книге "Фантастикум" (М.,2020) на "Кремлёвском бале", проходящем в Нави (где приставка "дарк" к имени означает, что говорят "тени"), обсуждается проект совершенно жуткого и навского фильма "Викинг" о князе Владимире следующим образом:
(...) В зале уже было много знакомых и важных медийных личностей из мира политики, религии и искусства.
Александра с удивлением заметила директора RTV Хеймница (или дарк-Хеймница), который стоял у окна и беседовал с тенями президента и экс-президента.
Двойники президентов, дарк-Путин и дарк-Медведев, были в обычных своих костюмах и, как ни в чём не бывало, обсуждали вопросы идеологии и госфинансирование грядущих телепроектов.
— Исторический фильм-сага «Викинг» о князе Владимире Святославиче должен быть прорывным, как ни посмотри, во всём, — лучшие актёры, спецэффекты мирового уровня! Голливуд от зависти будет кусать локти! — говорил с жаром Константин Хэймниц. — Мы представим нашего князя таким, каким его рисуют летописи, шедшего от заблуждений и тьмы язычества к свету истины, который принесло на Русь православие!
— Однако же... — смутился дарк-Медведев, — не слишком увлекайтесь исторической достоверностью. Всё-таки летописи — это всего лишь литература...
— А что такое? — вскинул брови дарк-Путин. — Не сказку же им снимать?
— Уж лучше они сказку снимут, — ответил дарк-Медведев. — В летописях такое понаписано... Вряд ли это будет хорошим и нравственным примером... И далеко не факт, что это всё правда.
— Дмитрий Анатольевич, вероятно, поминает летописные эпизоды с жутью в духе эпохи, где будущий святой и равноапостольный, будучи ещё язычником, занимался кровавым беспределом.
— Не менее жутко он вёл себя и после... — печально кивнул президент экс-президенту. — Правда, уже по отношению к язычникам...
— Церковь же ему всё простила, и даже прославила князя в лике святых! Не так ли, выше святейшество? — экс-президент вдруг обратился к патриарху Алексию, который проявился рядом среди гостей с бокалом шампанского в руке. Патриарх, который впервые оказался в сём окружении на Осеннем празднике, был несколько рассеян, принимая всё вокруг за странный сон.
— Э... да... Мы все грешники, и только искреннее покаяние смывает грехи наши...
— И выходит, нельзя стать святым, не согрешив? — экс-президент усмехнулся, и чёкнулся бокалами с патриархом.
Патриарх отпил из бокала и, не ответив,смутился и закашлялся.
— Да и народ наш неспроста более всего любит грозных правителей... — И тут дарк-Путин одобрительно похлопал по плечу Хеймница. — Так что снимайте-ка лучше, как есть! По летописям.
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси.