Притчу Иисуса Христа о работниках на винограднике приводит в своём Евангелии Матфей .
Он рассказал о владельце виноградника, который утром нанял работников и обещал им заплатить по динарию. Но потом он ещё выходил "в третий, шестой и одиннадцатый час" и нанимал дополнительно работников, говоря: "что следовать будет лам вам". А в момент расчёта он выдал всем одинаковую плату. И тогда работавшие с самого утра возмутились несправедливостью: те, кто вышел на работу после всех получили столько же, сколько они, работавшие весь день.
"Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных"(Мф. 20, 12-16).
Притча имела самые разные толкования. Виноградник в притче - это Царство Божие, но позднее виноградник трактовался и как Церковь и как Заповеди Божии. А рабочий день сравнивался с продолжительностью человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.
Но кроме богословских толкований притчи есть толкования нравственные, бытовые, житейские. Потому что сама ситуация воспроизводится вновь и вновь. Человек, получивший обговоренную оплату за свой труд, высказывает недовольство, когда видит, что другой получает такую же плату за меньший объём труда. И считает при этом, что он борется за справедливость. Притча о работниках на винограднике очень наглядно и убедительно показывает, что в основании этой "борьбы" лежит не обострённое чувство социальной справедливости, а самая обыкновенная зависть.
"...или глаз твой завистлив от того, что я добр?" - жёстко и точно определяет хозяин виноградника причину протеста. И если сама история с виноградником является иносказанием, то порок, обличаемый в ней, назван однозначно.
Мы и сегодня постоянно сталкиваемся с разоблачениями, когда чей-то доход обличается без всякого доказательства, что он неправедный. Раз у меня такого нет, значит, и у него не должно быть. Ныне эти праведные работники на винограднике публикуют "разоблачающие" блоги, демонстрирующие наличие тех или иных благ у тех или иных работников. И без какого бы то ни было расследования того, откуда и почему эти блага появились. "...или взгляд твой завистлив?.." Ох, уж эти работники на винограднике... Ни сойтись-разойтись, ни посвататься в стороне от завистливых глаз...
А люди, на себе ощущающие гнёт социальной несправедливости, думают, что это их права защищают обличители чужих благ. Ведь кто-то должен бороться за социальную справедливость!
Должен. Но не так, как это делают завистливые работники на винограднике.