Найти в Дзене
А.И. Алёхин

Ох, уж эти работники на винограднике!

Притчу Иисуса Христа о работниках на винограднике приводит в своём Евангелии Матфей .

Он рассказал о владельце виноградника, который утром нанял работников и обещал им заплатить по динарию. Но потом он ещё выходил "в третий, шестой и одиннадцатый час" и нанимал дополнительно работников, говоря: "что следовать будет лам вам". А в момент расчёта он выдал всем одинаковую плату. И тогда работавшие с самого утра возмутились несправедливостью: те, кто вышел на работу после всех получили столько же, сколько они, работавшие весь день.

"Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных"(Мф. 20, 12-16).

Рембрандт. Притча о работниках на винограднике. 1637. https://holsta.net/photos/picfull2_531ac11a6db47.jpg
Рембрандт. Притча о работниках на винограднике. 1637. https://holsta.net/photos/picfull2_531ac11a6db47.jpg

Притча имела самые разные толкования. Виноградник в притче - это Царство Божие, но позднее виноградник трактовался и как Церковь и как Заповеди Божии. А рабочий день сравнивался с продолжительностью человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.

Якоб Виллем де Вет Старший. Современник и соотечественник Рембрандта. https://artsdot.com/ADC/Art.nsf/O/9EDF39/$File/Jacob_Willemsz_De_Wet-Gleichnis_Von_Den_Arbeitern_Im_Weinberg.JPGСмысловой центр его картины так же сосредоточен на мудром хозяине виноградника.
Якоб Виллем де Вет Старший. Современник и соотечественник Рембрандта. https://artsdot.com/ADC/Art.nsf/O/9EDF39/$File/Jacob_Willemsz_De_Wet-Gleichnis_Von_Den_Arbeitern_Im_Weinberg.JPGСмысловой центр его картины так же сосредоточен на мудром хозяине виноградника.

Но кроме богословских толкований притчи есть толкования нравственные, бытовые, житейские. Потому что сама ситуация воспроизводится вновь и вновь. Человек, получивший обговоренную оплату за свой труд, высказывает недовольство, когда видит, что другой получает такую же плату за меньший объём труда. И считает при этом, что он борется за справедливость. Притча о работниках на винограднике очень наглядно и убедительно показывает, что в основании этой "борьбы" лежит не обострённое чувство социальной справедливости, а самая обыкновенная зависть.

Салмон Конинк. Притча о работниках на винограднике. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/Salomon_Koninck_-_Parable_of_the_Workers_in_the_Vineyard_-_WGA12249.jpg/1200px-Salomon_Koninck_-_Parable_of_the_Workers_in_the_Vineyard_-_WGA12249.jpg
Салмон Конинк. Притча о работниках на винограднике. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/Salomon_Koninck_-_Parable_of_the_Workers_in_the_Vineyard_-_WGA12249.jpg/1200px-Salomon_Koninck_-_Parable_of_the_Workers_in_the_Vineyard_-_WGA12249.jpg

"...или глаз твой завистлив от того, что я добр?" - жёстко и точно определяет хозяин виноградника причину протеста. И если сама история с виноградником является иносказанием, то порок, обличаемый в ней, назван однозначно.

Андрей Миронов.Притча о работниках на винограднике. https://i.ytimg.com/vi/ZG9mYokoQ88/maxresdefault.jpg
Андрей Миронов.Притча о работниках на винограднике. https://i.ytimg.com/vi/ZG9mYokoQ88/maxresdefault.jpg

Мы и сегодня постоянно сталкиваемся с разоблачениями, когда чей-то доход обличается без всякого доказательства, что он неправедный. Раз у меня такого нет, значит, и у него не должно быть. Ныне эти праведные работники на винограднике публикуют "разоблачающие" блоги, демонстрирующие наличие тех или иных благ у тех или иных работников. И без какого бы то ни было расследования того, откуда и почему эти блага появились. "...или взгляд твой завистлив?.." Ох, уж эти работники на винограднике... Ни сойтись-разойтись, ни посвататься в стороне от завистливых глаз...

А люди, на себе ощущающие гнёт социальной несправедливости, думают, что это их права защищают обличители чужих благ. Ведь кто-то должен бороться за социальную справедливость!

Должен. Но не так, как это делают завистливые работники на винограднике.