Найти в Дзене
между прошлым и будущим
Подписаться

"Граф Монте-Кристо" и "Корсиканские братья" — что у них общего?

"Что за вопрос?! — скажете вы. — Общее у этих произведений автор — Александр Дюма".

И вы будете правы.

Вот только это далеко не все.

Начнем с более простого. И большой роман "Граф Монте-Кристо", и небольшая повесть "Корсиканские братья" рассказывают историю современного писателю общества. Их принято называть авантюрно-приключенческими произведениями — еще бы, и там и тут есть загадки, дуэли, экзотика, любовь — но в гораздо большей степени оба произведения это история нравов. И надо сказать, временами Дюма в своем повествовании становится совершенно безжалостным. У него начисто отсутствуют иллюзии в отношении современного ему светского общества и описывает он его в цветах и красках.

Но самое главное заключается в том, что в романе и повести действует один и тот же персонаж — благородный господин (даже граф) де Шато-Рено, считающийся потомком знаменитого эпического героя Рено де Монтобана.

Вы помните этого персонажа в "Графе Монте-Кристо"?

Молодой, красивый, богатый, образованный, храбрый, с прекрасными манерами... Казалось бы — безупречный человек... или, хотя бы, безупречный дворянин. Вот только все эти характеристики ничего не говорят о самой личности, это лишь внешность. Но кто-то может сказать, что поскольку Шато-Рено никому (почти) не причинял вреда, то он достойный человек и положительный персонаж.

Александр Дюма
Александр Дюма

В повести "Корсиканские братья" Шато-Рено тоже молод, богат, красив, храбр, образован, имеет прекрасные манеры. Вот только мы узнаем, что он негодяй. И Дюма показывает нам, как заканчивается жизнь этого человека.

"Как же так?! — воскликните вы. — В продолжении Дюма зачем-то ухудшил персонажа? Может, это какая-то ошибка? Может, он высосал продолжение из пальца?!"

Да нет, самое интересное заключается в том, что повесть "Корсиканские братья" была написана до романа "Граф Монте-Кристо", непосредственно перед ним. И читатели, которые готовы были буквально рвать друг у друга из рук каждое новое творение Дюма, прекрасно помнили, кто такой этот "идеальный" Шато-Рено, как закончилась его жизнь и почему.

В этом у читателей XIX века было перед нами преимущество. Современный читатель редко интересуется, когда вышла в свет та или иная книга, раньше или позже того или иного произведения, и в силу этого частенько не улавливает многих нюансов и особенностей характера персонажей.

Да, в романе "Граф Монте-Кристо" Шато-Рено можно поначалу принять за безупречного человека, вот только объяснятся это тем, что в романе он вращается среди тех, кого по тем или иным причинам считает равными. На тех, кого он считает ниже по положению, его благородство не распространяется.

И даже в романе видно, что он не так уж и честен, как пытается показать, не так правдив, не так благороден. И не так щепетилен касательно дворянской чести, как кажется.

К примеру, он сразу объявляет, что никаких графов Монте-Кристо не существует.

Да, это правда. Отпрыск древнего рода, который прекрасно знает родословные европейского дворянства, не ошибается. Но тогда неужели он не понимает, что и графы де Морсер — выскочки и самозванцы?

Должен понимать, но... делает вид, будто они принадлежат к старому дворянскому семейству. Почему? Да потому что граф де Морсер занимает видный пост. Дружбы с его сыном — это связи и возможности. Так что дворянская честь подождет!

Или он уверяет, будто не любит дуэли, так как из-за них вынужден был раздробить руку своему другу Францу д'Эпине. Но когда Альбер де Морсер извиняется перед Монте-Кристо и отказывается от дуэли, "миролюбивый" Шато-Рено его презирает.

А в повести "Корсиканские братья" этот герой идет еще дальше. Альбер де Морсер все же некоторое время был равным среди равных. Адвокат Луи де Франчи с Корсики стоит на общественной лестнице много ниже Шато-Рено, с ним можно не церемониться. Человека, который никогда не держал в руках оружие, можно вызвать на дуэль и убить. За что? За то, что он заступился за женщину, которую Шато-Рено обманул, ведь она тоже не была аристократкой — на нее можно заключать пари.

Очень часто читатели жалуются, что не знают, как относится к ситуации в художественном произведении автор. Так вот, в повести "Корсиканские братья" мнение автора совершенно ясно, так как он сам является героем этого повествования. Это с ним разговаривает брат убитого и все называет своими именами:

Поднявшись, он с горящими глазами пересек дно оврага и направился туда, откуда стрелял де Шато-Рено:
— Он стоял здесь, — сказал он, топнув ногой, — и здесь вы его увидите лежащим завтра.
— Как это завтра? — спросил я.
— Да. Он негодяй, и завтра я посчитаюсь с ним.
— Но, дорогой мой Люсьен, — сказал я, — вы же знаете, что во Франции обычно дуэль не влечет за собой каких-либо других последствий, кроме естественных для поединка. Господин Шато-Рено дрался с вашим братом, которого он вызвал. Но вы-то здесь непричастны.
— По-вашему, выходит, что у господина де Шато-Рено было право потребовать сатисфакции у моего брата только потому, что он предложил свою помощь женщине, которую Шато-Рено трусливо обманул? И вы считаете, что он мог вызвать на дуэль моего брата? Господин де Шато-Рено убил моего брата, который никогда не держал в руках пистолет. Он убил его с таким спокойствием, словно стрелял вон в ту косулю, которая смотрит на нас, а я, значит, не имею права вызвать де Шато-Рено? С этим я не согласен!

И читая роман "Граф Монте-Кристо", читатели прекрасно помнили этот страстный монолог из "Корсиканских братьев" и ничего уже объяснять об "идеальном" Шато-Рено им было не надо.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Я на Автор.Тудей