Старинные дома периодически повергают меня в трепет. Подходишь к ним и словно в прошлое проваливаешься, соприкасаясь с тем неведомым временем, которое больше не повторится. Смотришь сквозь призму настоящего – не видишь ничего особенного. Начинаешь изучать историю – открываешь истинную суть дома и окружающей тебя местности.
Давайте посмотрим поближе на «Жилой дом 1739 года», расположенный в Старом городе, на Kalēju iela, 45. Сейчас он ничем не отличается от окружающих его зданий. Массивный, трёхэтажный, с классической для готической Риги черепичной крышей и вместительным, полуподвальным помещением, использовавшимся, судя по расположенным справа от входа большим полукруглым створкам, в качестве складского.
Над входом надпись на немецком «Gottes Nacht halt mich in Acht. Johann Braun. Anno 1739. den 21 July», указывающая на время обновления дома, находящегося в руках добропорядочного бюргера. Само же здание, по мнению историков, относится к более раннему времени, о чём свидетельствует как характер кладки, так и многочисленные следы перестроек.
Трудно представить, но раньше это строение находилось за пределами Риги: с внешней стороны крепостной стены, на пустынной набережной между башней Бевертурм (стояла на углу современных улиц Аудею и Калею) и башней Элленброк (располагалась чуть дальше по Калею), в районе которой, по историческим свидетельствам начала XVI века, как правило селились жрицы любви. Последним запрещалось жить в самом городе, но поблизости от него находится разрешалось, так что все дома терпимости обычно строились неподалёку от городских стен.
Правда, чётких свидетельств того, что жилой дом 1739 года является именно таким, насколько я поняла, - нет. Это всего лишь предположение историков, основанное на информации об общественных тенденциях прошлых веков и не более того.
В середине XIX века во время ремонтных работ в подвале была найдена полукруглая ниша с двумя скелетами, закованными в цепи. Летом 1925 года, при обрушении подвальной стены, на свет вышли останки аббата Гжегожа (Григория), чей владелец обнаружил себя в ходе модного в те времена спиритического сеанса, проведённого в доме известным медиумом мадам Еленой. Найденные кости были преданы земле, но это не помогло зданию: в итоге, оно всё равно приобрело славу нечистого места, в котором обитают привидения.
Жильцы дома на Kalēju iela, 45 нет-нет, да и рассказывали о странных звуках, издаваемых вещами, которых в доме на тот момент не было (к примеру, музыкальными инструментами или старинными цепями), а также делились историями о самостоятельно двигающейся мебели и громких стуках – по крыше, по окнам, по створкам дверей.
На первом этаже дома, судя по найденным историками железным кольцам, когда-то была пыточная... Не знаю, как именно она соотносится с версией о доме терпимости, но в сочетании с наличествующими в здании потайными комнатками и подземными ходами, когда-то расходившимися от дома в четыре разные стороны, пыточная как нельзя лучше объясняет, почему на Kalēju iela, 45 может быть так неспокойно...
Впрочем, последние данные о странных явлениях были получены целых 80 лет назад. С тех пор владельцы здания ни о чём подобном не рассказывали. Сам же дом, как я уже сказала ранее, ничем не отличается от себе подобных. Разве что на нём в этом октябре я обнаружила массу серебристых чаек, облюбовавших черепичную крышу. А ещё он располагается на очень живописной улочке, удивительно красивой под дождём.
Всегда рада новым друзьям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!