Найти тему

Подарок для виолончелиста

Родина виолончели, собственно, как и скрипки, Италия. С XVI века начинается долгая история этого инструмента, имеющая свои периоды становления, расцвета. К рубежу XVII-XVIII веков сформировалась классическая модель виолончели. А к середине XVIII века в Европе виолончель уже звучит как концертный инструмент.

В это время ведущая роль в развитии виолончельного искусства оказывается у Франции. Именно там появляются первые Школы-такие педагогические труды, в которых авторы систематизировали принципы, правила игры на виолончели.

В России виолончель появилась в XVIII веке в составе театральных оркестров и частных музыкальных капелл. Но только в начале XIX века труд "Школа Парижской консерватории" был переведён и издан на русском языке, а немецкий виолончелист Бернгард Ромберг опубликовал своё педагогическое пособие, которое тоже стало известно в России.

Отсюда и начинается развитие русского виолончельного искусства, которое опиралось на немецкую теоретическую школу и французскую педагогику.

  • Увлечение виолончелью русскими аристократами определило для этого инструмента особое положение. Дети дворян получали домашнее музыкальное образование. Если полистать биографии русских царских особ, то можно убедиться, что многие из них еженедельно развлекались игрой на виолончели в каком-нибудь ансамбле или оркестре.

До XIX века виолончель в России активно звучит только в ансамбле. Репертуар и солирующая роль инструмента развиваются постепенно.

Чайковский говорил, чтобы привлечь внимание публики виолончелью, нужны особые внутренние качества и громадный талант. В общем, не всё так просто.

Только к началу ХХ века в России сложилась крепкая система профессионального музыкального образования, в состав которой входили консерватории в Петербурге (1862), в Москве (1866), музыкальные училища и школы. До этого времени разница между профессионалами и любителями-виолончелистами была небольшая.

К этому времени русские традиции образования и композиторской школы соединились с достижениями зарубежной европейской музыкальной педагогики и исполнительства.

Время развития русского виолончельного искусства-это время новаторов. Карл Давыдов, Александр Вержбилович, Анатолий Брандуков-самые известные имена в русском виолончельном мире. Они не только взрастили новые поколения музыкантов, которые сделали русскою школу одной из ведущих в мире и на сегодняшний день. А также привнесли много нового в технику исполнения, расширили виолончельный репертуар своими сочинениями, который всегда был достаточно скромным.

Все виолончелисты "растут" на произведениях Бреваля, Ромберга, Гольтермана, Корелли, Вивальди, Боккерини и т.д. Композиторы Западной Европы в приоритете. Но расцвет виолончели в России ведь тоже не прошёл зря!

Под конец 2013 года издательство "Музыка" выпустило антологию "Русская виолончельная музыка" аж в 7 томах! Фишка была в том, что все тома вышли одновременно, чтобы, очевидно, охватить целиком пласт музыки и культуры.

  • В Антологию вошли лучшие произведения, написанные для виолончели в период 50-60гг. XIX века до 30-х гг. XX. Многие виолончелисты (Давыдов, Вержбилович, Брандуков, Букиник, Фитценгаген) сами писали произведения, т.к. репертуар для сольных выступлений надо было расширять.
  • На страницах этих сборников можно найти много произведений, знакомых с детства каждому виолончелисту. Есть и малоизвестные пьесы, менее популярных авторов.

Нет смысла перечислять по выпускам имена композиторов и названия пьес. Обрисую только названиями общее настроение сочинений: Грустная песня, Баркарола, Серенада, Элегическая мелодия, Романс, Эскиз, Ноктюрн, Поэма, Романс без слов... Лирика-русская душа...Иногда промелькнёт в содержании Каприччио, Тарантелла, Гавот, Юмореска. Но лирического настроения больше) И это правильно! Как говорил Шаляпин? "Петь надо так, как поёт виолончель". И в этих словах заключается вся характеристика инструмента.

"Антология" показала все лучшие черты виолончели-выразительность, доступность музыкального изложения, эмоциональность. Эта виолончельная литература актуальна в концертном и педагогическом репертуаре до сегодняшнего дня. Используется в старших классах музыкальных школ, училищах, консерваториях.

Я тоже, конечно же, играла Этюд Вержбиловича, Каприччио Фитценгагена, Романс без слов Давыдова... Из 7-го выпуска Песнь менестреля, Испанскую серенаду, Элегию А.К.Глазунова... И мои ученики- не исключение) По большому счёту, как говорила мой педагог в школе-одиннадцатилетке: "Все мы-ученики Карла Юльевича Давыдова".

Для любого виолончелиста все выпуски "Антологии" могут быть прекрасным подарком!

Всё может быть...

Подписывайтесь на канал