Замешательство, растерянность ... Многие родители испытывают эти чувства прямо сейчас.
Не вполне добровольный перевод на самостоятельное обучение, официально называемое дистанционным... Происходит то, за что меня критикуют уже несколько лет - за призыв к родителям подумать и взять хотя бы часть ответственности за обучение своих детей в свои же руки.
Зима наступила неожиданно
Согласно словарю, замешательство - "внезапное кратковременное нарушение порядка, правильного хода какой-нибудь деятельности".
Не так уж и внезапно.
Недовольство происходящим в школе копилось минимум два десятилетия. Но, как всегда случается у метеорологов, "зима наступила неожиданно".
Два самых бесполезных вопроса
Оказавшись в замешательстве, мы желаем получить ответы на два самых бесполезных вопроса: "Кто виноват и что делать?"
- Какая разница, кто виноват, если это уже случилось?!
- И не со "что делать?" нужно начинать, если ситуация похожа на клубок запутанных ниток.
Начнешь дергать за ниточки - только сильнее запутаешь.
Потеря ориентации
Что мы делаем, когда теряем ориентацию?
Ищем какой-нибудь маяк. Ориентир. Зацепку. Чтобы определиться с направлением.
- Прежде направление, потом - "что делать".
- И только когда выберемся - решать, кому "предъявлять" обвинения.
Разумная последовательность, согласитесь?
Например, мы заблудились в лесу. Я уже приводил пример с красноярской тайгой. Там у входа в лес кое-где расставлены памятки для будущих "путаников".
"Солнце днем на юге, Енисей течет на Север, идите к реке - спасётесь".
В малоизвестном городе мы тоже ищем ключевые ориентиры: высокое здание, вышку.
И заметьте: это внешние ориентиры.
Но со школой так не получается. Тут включается психология, а психология находится в голове. А в голове нет ни надписей, ни высоких зданий. ))
Наше поведение проявляется вовне, но определяется внутри.
И есть Тот, Кто позаботился о том, чтобы в неопределенных ситуациях мы вели себя разумно.
Эволюция выработала ориентиры действий в особых, опасных ситуациях.
Не настолько мы и умные
А какие ситуации миллионы лет были особенно особые?
Например, дикие звери в лесу.
От одних зверей нужно было спастись, а других наоборот - чтобы спастись от голода.
В одиночку человеку эти задачи было решать трудно. Способ, ориентир, "маячок", "высокое здание", созданные Природой, - это инстинкт толпы.
И это не ирония, это выживание.
Склонность сбиваться в стаи в течение миллионов лет обеспечивала нам выживание. Немало, правда?
Ю.Харари в книге "История человечества" утверждает, что менее умные кроманьонцы победили более интеллектуальных неандертальцев, нападая на них толпами. Бандитстсвуя, проще говоря.
Мы с вами, согласно выводам антропологов, кроманьонцы. То есть не столько умные, сколько склонные "разбираться" в запутанных ситуациях, сбиваясь в кучи.
Психология современного кроманьонца
Грубовато звучит?
Так вы хотите в вежливость поиграть или поискать решение?
Какие психологические ориентиры мы ищем, когда чувствуем опасность, смятение, неопределенность, неудовлетворение происходящим?
Групповые.
Инстинктивно, то есть на очень глубоком уровне, начинаем действовать "как все".
Ловушка в том, что в течение миллионов лет это способствовало выживанию. А сейчас превратилось в самую разрушительную стратегию.
Совсем коротко и наглядно
Просмотрите список самых массовых профессий и узнайте, сколько платят за массовость, за следование эволюционному инстинкту. Думаю, не понравится.
Когда-то я изучил этот феномен в практике биржевой торговли. В моменты неопределенности большинство теряет разум, а за ним и деньги, сбиваясь в толпы, присоединяясь с массовому "прогнозу", следуя за "аналитиками" и газетными "пророками".
Люди реагируют на людей
Заметьте - не на ситуацию, а на реакции других на ситуацию!
Глухой телефон, кривое зеркало. Что за шутку сыграла с нами история, как все перевернула, как посмеялась над нами!
То, что тысячелетиями служило выживанию, теперь служит разрушению ...
Когда начинается реакция одних людей на других - пропадает всякая объективность. А баранья психология (извините - массовая) ведет всегда в одном направлении.
Прямо на мясобойню.
Сейчас большинство родителей находятся в замешательстве. Они массово начали понимать то, что следовало поодиночке понять уже лет 20 назад. "Массового образования уже фактически нет".
"И что же делать?",- спросите.
Я могу точно сказать - чего не стоит делать.
Не стоит бросаться к репетиторам, не стоит ругать учителей и делать все остальное, что делает большинство. Даже писать петиции не стоит. Писать петиции можно, но именно вашим детям это точно не поможет. Не успеет. Маховик разрушения раскручивался долго и набрал инерцию.
Рассчитывать на контр блицкриг не стоит.
Будете делать то, что делает большинство - это соединит вас с большинством эмоционально, создаст иллюзию безопасности.
Вы иллюзий хотите или хотите решить проблему?
Крайне опасно поддаваться массовым импульсам, решая массовые проблемы. А проблема образования - массовая.
Так с чего же начать?
Взглянуть на реальность и затем спросить себя:
- Зачем нужно образование?
- Для чего учится ваш ребенок?
- Что вы хотите иметь на выходе, кроме "сданного ЕГЭ"?
Стоит определиться с направлением. Как в лесу, когда заблудились.
А потом думать, что делать, как двигаться в выбранном направлении.
Эмоции толпы парадоксальным образом приятны, даже когда негативны.
А они всегда негативные, даже если приятные.
Они отрицают решение проблемы, не помогая определиться с направлением, а усиливают замешательство. Смешивая нас с "другими". Каждого из нас по отдельности с каждым другим.
Начните думать и решать самостоятельно.
Это экстремально трудно, но и экстремально эффективно.