Читательница канала "Московские истории" Наталья П. - о старой квартире в Леонтьевском переулке, "уплотненных" соседях и привычке Есенина зажать в углу и сунуть в фартук золотой.
Моя бабушка жила на улице Станиславского (ныне Леонтьевский переулок), в коммунальной квартире, где из шести комнат четыре принадлежали бывшим дореволюционным хозяевам.
Хозяева - брат известного московского врача Александрова и две его сестры - до самой смерти жили здесь же. Представляю, что они чувствовали, когда их "уплотнили" и по их комнатам расселились чужие люди! Но это была московская интеллигенция, и они были достойно-сдержаны. Хотя и холодны.
"Бабушка с дедушкой и детьми сюда переехали в 1910 году. Квартира считалась тогда не очень большая — десятикомнатная. Был кабинет, хирургическая, где дедушка принимал пациентов, и 54-метровая столовая с роялем. После революции всех уплотняли, и наша квартира превратилась в коммуналку". ("История одной коммуналки")
У них была прислуга, которая продолжала приходить убираться-готовить на уже коммунальной кухне. Она вспоминала, как в этом доме бывал Станиславский (его она не любила), бывал Есенин. Про него говорила: "Зажмет в коридоре и в фартук золотой положит".
С кухни был выход на черную лестницу, там стояли ведра с мусором, у каждого жильца свое. Пока не провели газ, по ней подносили дрова. Ванна была такой большой, что, когда меня маленькую в ней купали, - перегораживали, потому что я болталась в ней туда-сюда, как челнок.
Очень удивляла бабушка, когда говорила: "Пойду на Спиридоновку, пойду к Феррейну, пойду к Елисееву", а я не могла понять, где это! Так как написано было совсем другое: " Улица Алексея Толстого, аптека № 1, гастроном". Сейчас те названия вернулись, и они для поколения, выросшего при советской власти, чужие.
А вот еще история уплотненной семьи, здесь и Леонтьевский переулок фигурирует: "Большая Никитская: история одной коммуналки".
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru