Маленькие трагедии. СССР, 1979. Режиссер и сценарист Михаил Швейцер (по произведениям А.С. Пушкина). Актеры: Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Иннокентий Смоктуновский, Николай Кочегаров, Ивар Калныньш, Леонид Куравлёв, Николай Бурляев, Леонид Каюров, Наталья Данилова, Лидия Федосеева-Шукшина, Филипп Смоктуновский, Лариса Удовиченко, Михаил Кокшенов, Владимир Высоцкий, Наталия Белохвостикова, Александр Трофимов, Иван Лапиков и др. Премьера на ТВ: 1 июля 1980.
Режиссер Михаил Швейцер (1920–2000) поставил 16 фильмов, пять из которых («Кортик», «Чужая родня», «Мичман Панин», «Воскресенье», «Золотой теленок») вошли в число самых кассовых советских кинолент, и запомнился зрителям, конечно же, по экранизациям литературной классики («Воскресенье», «Золотой теленок», «Карусель», «Смешные люди», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната»).
Прекрасно осознавая, любая экранизация произведений А.С. Пушкина сразу становится поводом для бурных дискуссий, Михаил Швейцер взялся за труднейшую задачу перенесения на экран «Маленьких трагедий». Собранный им актерский ансамбль был чрезвычайно мощным. И в целом можно твердо утверждать, что телефильм «Маленькие трагедии» стал истинным событием года.
Мертвые души. СССР, 1984. Режиссер и сценарист Михаил Швейцер (по одноименному произведению Николая Гоголя). Актеры: Александр Трофимов, Александр Калягин, Юрий Богатырёв, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Невинный, Всеволод Санаев, Алексей Сафонов, Инна Макарова, Валерий Золотухин, Юрий Волынцев, Игорь Кашинцев, Владимир Стеклов, Виктор Сергачёв, Лидия Федосеева-Шукшина, Инна Чурикова, Елизавета Никищихина и др. Премьера на ТВ: 19 ноября 1984.
Выход на телеэкран «Мертвых душ» вызвал спор среди знатоков творчества Николая Гоголя и кинокритиков, которые пытались оценить фильм с точки зрения кинематографической концепции автора экранизации.
В своем письме режиссеру Михаилу Швейцеру кинокритик Виктор Демин (1937-1993) писал так: «Думаю, что большинству противников Вашей картины до сих пор помнится мхатовский музейный спектакль, где была, с одной стороны, открытая монстровость чудаковатых персонажей, а с другой, — «крокодильская» ясность сатиры, до плаката. От Вас ждали, видимо, того же, и скучали, ожидая, не находили — и не видели ничего другого, что Вы приготовили, — на мой взгляд, нечто более умное, тонкое и значительное. Мне кажется, что Ваши «Мертвые души» — не просто хорошая, удавшаяся лента, но она лента поразительных откровений и глубоко верного, плодотворного принципа, который еще будет, я уверен, подхвачен другими — если кто-то еще рискнет теперь выйти на стезю «экранизатора» (Демин, 1985). Цит. по: Демин В. Письмо М.А. Швейцеру (1985) // Не для печати. Виктор Демин. М.: Лексика, 1996.
Уже в XXI веке киновед Валерий Бондаренко посчитал, что акценты в фильме М. Швейцера «Мертвые души» «смещены от оппозиции «сатирический гротеск – высокая лирика» в сторону синтезирующей «гротесковой лирики». Почему и весь сериал Швейцера прозвучал не как обличение (при очевидных намеках или, точнее, мистических совпадениях текста Гоголя с позднесоветской социальной реальностью), а как признание в любви к русской культуре и русскому (пускай и застойному) человеку, «каким нам Бог его дал» (Бондаренко, 2009: 29). Бондаренко В.В. Герои большой литературы на большом и малом экране. М.: Рос. гос. юнош. б-ка, 2009. 202 с.
Любопытно, что даже противники телефильма «Мертвые души» отмечали снайперское попадание режиссерского выбора на роль Чичикова Александра Калягина, сыгравшего здесь, быть может, самую значимую свою кинороль.
Александр Федоров, 2020