"Головка Гибсона" - идеал женской красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX столетий.
Идеал эпохи модерна.
Чарльз Дана Гибсон, родившийся в 1867-м, происходил из семьи английских переселенцев, которые и в новой стране смогли занять не последнее место - двое его родственников были американскими сенаторами. Отец Чарльза неплохо рисовал, и юноша унаследовал его способности. Лучше всего начинающему художнику давалась линия, то есть рисунок, а не живопись, что вовсе не мешало Гибсону лишь тушью и пером изображать все окружающее многоцветье.
После обучения в художественной студии в 1886-м году в недавно основанном журнале «Лайф» был за четыре долллара опубликован певый рисунок Гибсона, и с тех пор он стал его постоянным автором.
Вскоре художник открыл собственное ателье и приобрел известность, а его почерк стал узнаваемым и характеризовался мягким юмором, а сюжеты находились и в высших кругах, и меж людей с улицы.
В 1895-м Чарльз женился на неприступной красавице Ирэн Лэнгхорн, до него отказавшей 66-ти (!) женихам. Но и сам Гибсон был хорош собой, так что чета скоро стала знаменита не только в Америке, но и в Европе, потому что именно жена превратилась в музу художника, а ее портреты украсили страницы журналов Старого и Нового Света.
Кстати, прототипом "мужчины Гибсона" был его друг - писатель и путешественник Ричард Дэвис.
Теперь многие натурщицы, включая артисток и звезд Бродвея, считали за честь позировать Гибсону. А он, творя, щедро подчеркивал личные достоинства каждой (например, 18-дюймовую талию знаменитой актрисы Камиллы Клиффорд).
Постепенно выкристаллизовался образ "девушки Гибсона" - она была изысканно красива, с длинной шеей и тонкими чертами лица, спокойна и уверена в себе. Самостоятельная, но не оголтелая феминитска и участница всяческих движений за права женщин.
Однако она повелевала мужчинами - художник мог изобразить ее изучающей смешного маленького мужчину под лупой или раздавливающей его своей ногой.
Рядом с ней мужчины часто изображались как простаки и неумехи, и даже красота и богатство не могли покорить ее сами по себе - нужны были еще ум, чувство юмора и хорошие манеры. Но иногда им приходилось выходить замуж "со связанными руками".
Гибсон изображал, как мужчины пленяются красотой девушки, как они следуют за ней повсюду, исполняют все её самые абсурдные желания.
Одной из самых известных моделей была Эвелин Несбит - натурщица и актриса, приобретшая скандальную известность благодаря делу об убийстве ее любовника Стэнфорда Уайта ее же собственным мужем Гарри Тоу.
Стэнфорд Уйат был известным архитктором, счастливым мужем и отцом - и изменником, за что и поплатился. В 1906 году во время музыкального представления на крыше Мэдисон-сквер-гардена, проектированием которого занимался Уайт, его застрелил миллионер обманутый муж и по совместительству миллионер Гарри Тоу. Это убийство широко освещалось в прессе, судебный процесс над Тоу газетчики окрестили «Судом столетия». Благодаря своему богатству и связям Тоу удалось избежать тюрьмы, он был признан невменяемым в момент убийства, помещён в психиатрическую лечебницу и уже в 1913 году вышел на свободу.
Неудивительно, что многим женщинам хотелось походить на красивых и умных «девушек Гибсона». Но началась Первая мировая, и теперь было не до милых женских образов.
Однако Гибсон не только продолжает рисовать, но и в 1918-м, после кончины Джона Митчелла, основателя «Лайфа», становится единоличным владельцем издания.
В 1936-м Гибсон удаляется от дел и живет на собственном так называемом "Острове в 700 акров" у побережья штата Мэн, где начинает заниматься никогда особенно не любимой им живописью. Умирает он в 1944-м.
Художника помнят не только благодаря его чудесным рисункам и картина, но благодаря его любимому коктейлю (Мартини Гибсона) - мартини с джином, украшенному маринованным луком вместо традиционных оливок и лимонной цедры.
Авторский текст - Наталии Будур.