Найти тему
Дневники Зеленого края

Учебные бои американцев с германскими МиГами накануне бомбардировок Югославии. Почему немецкие пилоты переговаривались по-русски

 Фото Aviiation Geek Club
Фото Aviiation Geek Club

Нередко приходится слышать от комментаторов заявления о том, что МиГ-29 - "бумажный тигр". Самолёт без побед. Как пример, обычно приводятся воздушные схватки над Югославией и Вторая война в Заливе. Странно, если было бы по другому. Эти воздушные бои можно сравнить с избиением группой накачанных стероидами качков полуслепого бродяги. Такие победы могут поднять чью-то заниженную самооценку, но о возможностях сильного противника не говорят ровным счетом ничего. К тому же МиГи Милошевича и Саддама были из самых первых модификаций. Развал Союза и полное отсутствие политической воли российского руководства не позволяли использовать даже те скромные возможности, которые могли бы усилить истребители бывших союзников.

Фото  Aviiation Geek Club
Фото Aviiation Geek Club

В военных кругах НАТО, в отличие от боевых сетевых демагогов, к МиГу относились более чем серьезно. Все молодые американские пилоты специально обучались воевать с ним. Пентагон выделил огромные ассигнования на подготовку ряда программ по моделированию боев с "Fulcrum" (обозначение МиГ-29 в кодировке НАТО) . И когда американцы, наконец, получили полный доступ к "телу" самолета, после объединения Германии, им понадобилось как минимум десять лет, чтобы научиться на равных противостоять советскому истребителю на средних и ближних дистанциях.

Германский МиГ-29 после первого этапа модернизации. Фото Aviiation Geek Club
Германский МиГ-29 после первого этапа модернизации. Фото Aviiation Geek Club

Одним из примеров такой боевой учёбы стали бои в районе восточногерманского Ростока, в сентябре 1998 года. К тому времени МиГи уже были исследованы американцами вдоль и поперек. Тогда в штабах НАТО завершалось планирование бомбардировок Югославии. Очевидно, что учебные бои F-18C с бундесверовскими МиГами должны были стать генеральной репетицией перед возможными встречами с "двадцать девятым" ВВС Югославии. Пилоты флоридской эскадрильи Strike Fighter Squadron 82, прилетевшие в Германию прямо из США, имели за плечами опыт Первой войны в Заливе и участия в операции "Южный дозор", контролю за бесполетными зонами вокруг Ирака. По игривому выражению одного из лётчиков 82-й эскадрильи ВВС США, носивших неофициальное прозвище "Мародёры", они летели "надрать немцам задницы". Встреча с МиГами внесла в этот голливудский задор ложку горькой немецкой прозы.

Заправка F-18 по дороге в Росток на германскую базу Laage.
Заправка F-18 по дороге в Росток на германскую базу Laage.

Девятке "Шершней"(McDonnell Douglas F/A-18 Hornet), преодолевших около 7000 километров через океан, предстояла встреча с четвёркой МиГов из эскадрильи Taktisches Luftwaffengeschwader 73. Любопытно, что состав у немцев был смешанный. Двое летчиков, Манфред Менге и Микаэль Рауббах, были выпускниками советских училищ, а командир эскадрильи майор Томас Ханн и Франц Симон представляли молодую поросль Люфтваффе, начинавших карьеру ещё в Западной Германии.

Летчик Франц Симон со своим МиГ-29. Сентябрь 1998 года. Фото Aviiation Geek Club
Летчик Франц Симон со своим МиГ-29. Сентябрь 1998 года. Фото Aviiation Geek Club

В боевой обстановке немцы, по свидетельству очевидцев, быстро переходили на специфический русский язык, чем окончательно запутывали учебного противника. По-русски зачастую велись и переговоры с наземными службами. Забегая вперед, можно сказать, что американцы имели широкие возможности для радиоперехвата, за счёт более мощной бортовой аппаратуры. Но они так не смогли разобраться в смеси немецкого и русского и воспользоваться этим преимуществом. Учебные бои начались ровно за две недели до того, как НАТО открыто объявило подготовку к воздушной операции против Союзной Югославии.

McDonnell Douglas F/A-18 Hornet эскадрильи Strike Fighter Squadron 82 "Мародёры"
McDonnell Douglas F/A-18 Hornet эскадрильи Strike Fighter Squadron 82 "Мародёры"

Стороны разделились на "красных" и "синих" и в течение двух недель гоняли друг друга над балтийским побережьем, с рассвета до сумерек. Участники договорились, что в учебных встречах будет всё как в настоящем бою, кроме пуска в ход реальных ракет и пушки. Самых молодых натовских пилотов, не привыкших к таким воздушным каруселям, после вылета, по собственному признанию, изрядно "штормило". Результаты генеральной репетиции выходили для американцев далеко не лучшими. В своих интервью после схваток они хвалили гостеприимство германских товарищей, с симпатией отзывались о пиве и немецкой кухне и... как один сетовали на некоторые преимущества нашлемной системы целеуказания. Она имелась у модернизированных по программе "G" и стандартам НАТО "двадцать девятых" и отсутствовала у американцев.

 Фото Aviiation Geek Club
Фото Aviiation Geek Club

Официальные результаты таких боев всегда засекречивают, но в отдельных изданиях можно найти данные, которые проливают свет на эти события. Так например в популярном справочнике британских авиакосмических компаний, посвященном итогам 98 года, есть небольшой материал об учебных боях американских истребителей с модернизированной ракетой AIM-9 Sidewinder, против МиГа с ракетой Р-73. с нашлемной системой целеуказания.

Подготовка германского летчика к учебному бою. Фото  Aviiation Geek Club
Подготовка германского летчика к учебному бою. Фото Aviiation Geek Club

Согласно данным справочника, из пятидесяти боев на ближних и средних дистанциях американцами был выигран только один. В немногочисленных интервью американцы говорили, что модернизированный "Fulcrum" - соперник более чем серьезный. И что эти бои дали им неоценимый опыт для борьбы со странами, где на вооружении были МиГ-29, имея в виду прежде всего Югославию. Гостеприимных, но неуступчивых немцев пригласили повоевать на площадке американцев, на одной из северных баз ВВС США. Чем они и не преминули воспользоваться. Об учебных схватках МиГов в Северной Америке мы расскажем в одном из будущих материалов.

МиГ-29 с опознавательными знаками ГДР. Фото  Aviiation Geek Club
МиГ-29 с опознавательными знаками ГДР. Фото Aviiation Geek Club
Справка: Люфтваффе ФРГ получили 25 экземпляров МиГ-29 в наследство от ВВС ГДР. Самолеты служили в Люфтваффе с 1991 по 2003 год и провели более сотни учебных схваток с различными истребителями стран НАТО. Истребитель дважды подвергался модификации. В 2003 году немецкие МиГи за символическую плату были переданы ВВС Польши, где и служат по сей день.

Подписывайтесь на канал, мы постоянно обновляемся. Спасибо.

Читайте новый материал: Как украсть С-75? О глобальной охоте ЦРУ за советскими зенитными комплексами во всех горячих точках.