Босс: Почему ты не работаешь?
Работник: Мне нечего делать.
Босс: Ну, тебе нужно притвориться, что ты работаешь.
Работник: Слушай, у меня есть идея получше. Почему бы тебе не притвориться, что я работаю? Тебе же платят больше.
Шутка не моя, из комедийного шоу некоего Билла Хикса (не знаю, кто это). И это не шутка вовсе.
Когда в заведении есть гости, официант выполняет множество реальных задач, в которых есть смысл: встретить, принять одежду, подать меню, рассказать о том или ином блюде, помочь выбрать, принять заказ, оформить заказ в R-keeper или IIKO, объяснить повару, как готовить заказ, объяснить бармену, как готовить заказ, получить напитки, отнести напитки, подготовить приборы, подготовить тарелки, получить еду, отнести еду, подготовить приборы на смену, подготовить приборы на смену, забрать посуду, получить обратную связь, проверить на чистоту детский стульчик, если гости с милым малышом, подготовить вазу для цветов, если гостье преподнесли на праздник вязанку разноцветных пиписек, ответить на звонок, принять заказ на доставку, произвести расчёт, обсчитать, обвесить...
Но бывает такое, что в заведении гостей нет. И столы засервированы, блестят начищенным стеклом. И телефон молчит. И склад в порядке.
По уму и в рамках здравого смысла, официанту в этой конструкции делать нечего. Именно поэтому руководство не допускает мысли, что такое возможно.
Однажды в заведении не было гостей почти месяц, недели три подряд - это в Казани перед Универсиадой 2013-го года перекопали весь центр, все стояли в пробках, никто не успевал на утренние пары в универ и на работу вовремя, я лично ехал по дамбе больше часа, когда в обычное время это занимает меньше 5 минут, а в то время ещё не было сервиса Uber, в местном такси счётчики, так за ту поездку натикало почти 500 рублей.
В таких условиях люди предпочитали лишний раз в центре без острой надобности не появляться, и вот заведение пустовало. Руководитель кипел от возмущения, что официанты стоят без работы, и требовал "находиться в состоянии ожидания гостя". Это означало: убедительно делать вид, что ты занят, если попался на глаза директору.
В другом ресторане гостей вообще не было первые 3 часа после открытия (это была одна из причин, почему не выдержал там больше 1,5 месяцев). Владелец платил персоналу, помимо прочего, почасовую ставку, а раз гостей не было, получалось, что он платил нам за фактическое нахождение на работе; он чувствовал, что мы его грабим. И тогда он придумывал: надо протереть картины, надо протереть подоконники, надо расставить бутылки с Coca-Cola в холодильнике красиво, как учат гуру маркетинга.
Картины не нуждались в том, чтобы их протирать каждый день, они не были ни пыльными, ни грязными. Более того - даже если допустить, что они были бы пыльными, по моему опыту, ещё ни один гость не делал вывод о качестве заведении по картинам, находящимся в помещении.
Не бывает такого, что гость подходит к картине, смотрит - на рамке пыль. И говорит жене: "Ты посмотри, какая тут пыль на картине. Сразу видно, что хреново готовят".
На подоконники не обращал внимания никто и никогда.
Coca-Cola продавала себя сама, а холодильник был вне зоны видимости гостей (в отличие, кстати, от винного шкафа, который был у всех на виду, однако я не припомню, чтобы хоть раз мы красиво оформляли вино).
В другом месте, если не было реальной работы, заставляли протирать все вертикальные поверхности. Они не были ни пыльными, ни грязными; они не нуждались в том, чтобы их протирать. В этом нуждались руководители, которые в меру возможностей наполняют рабочую смену официантов тем, что американский антрополог Дэвид Гребер называет бредовой работой.
Бредовая работа, по Греберу, это настолько бессмысленная, ненужная или вредная оплачиваемая форма занятости, что даже сам работник не может оправдать её существование, хотя в силу условий найма он чувствует необходимость притворяться, что это не так.
Одна моя хорошая подруга три года работала управляющей ресторана (если ты читаешь это сейчас, напоминаю, сбор сегодня в 18:00, с нас закуски, коктейли и тыквенное печенье). Она рассказывала: "Да, бывает такое, что гостей нет и никакой другой реальной работы нет. Я никогда не требую от своих ребят, чтобы они в это время занимались какой-то х..нёй, лишь бы были типа заняты. Пусть лучше книжки читают". Это - одно исключение на миллион.
Кстати, когда мы на работе читали книги (повторю, это всё при условии, что нет никакой другой реальной работы) - это страшно раздражало директоров и владельцев. Они подходили и требовали, чтобы бармен бросил книгу и начал протирать бутылки от пыли (они не были пыльными), а официанты чтобы прошлись по залу (пустому).
Кстати, мы ни разу не видели, чтобы они сами читали книги.
Я долгое время думал, что это неправильное положение вещей, что если работы нет - так и дёргаться нечего. Мы не против поработать, если есть реальная работа, нужная, осмысленная. Но бывает такое, что ты на работе, а работы нет (в ресторанном бизнесе это, увы, бывает нередко).
Теперь я поумнел, и до меня дошло: как только человек становится работодателем, он берёт на себя тяжкую ношу по извлечению основной прибыли предприятия, а вместе с этим - неотъемлемое и Богом данное право издеваться над работниками.
Половина времени - на реальную работу, вторая половина - на то, чтобы притворяться занятым.