В предыдущих частях моего мини-обзора (здесь и здесь) мы рассмотрели имеющиеся на данный момент достижения компании Маска и их планы. Здесь я попробую обсудить, насколько эти планы реализуемы, а также рассмотреть некоторые вопросы, которые очень часто возникают при обсуждении Маска и его творений.
Итак, с одной стороны у SpaceX есть довольно востребованный и вполне так процветающий бизнес по запуску на орбиту грузов различного (в том числе и военного) назначения. Портфель заказов довольно обширен, статистика у них набралась уже очень и очень неплохая. Конечно, никто не застрахован от неудач, и если, не дай бог, произойдет авария - это обусловит паузу в запусках и поднимет ставки страховки. Однако с этой точки зрения какие-то угрозы не фатальны. Буквально в последние пару месяцев произошла история с преждевременным запуском нескольких Мерлинов - именно из-за нее, в частности, был отложен второй полет пилотируемого Дракона. Однако тут фирма сработала образцово: неисправность была воспроизведена на стенде, оперативно найдена причина - остатки изоляционного лака в трубопроводе, приняты меры к устранению. Скажу по секрету - на самом деле такие инциденты не снижают, а повышают доверие к изготовителю. Помните неудачу в недавнем запуске на МКС на Союзе? С одной стороны - задача не выполнена и это плохо. С другой - подтверждена высочайшая надежность САС и это хорошо.
А тут - возможный источник проблем устранен до того, как что-то произошло, это лучшее, что может произойти в обслуживании сложной техники.
То есть если смотреть "вотпрямщас" положение SpaceX более, чем устойчиво. Заказов много, доверие есть, полеты пилотируемого Дракона его только повышают, фирме заказан лунный корабль и вообще она теперь - в пуле постоянных контрагентов что НАСА, что ВВС, что иностранных заказчиков.
Но вот планы взяты настолько амбициозные, что эта устойчивость может оказаться поколебленной уже в самое близкое время.
Да, недавно Morgan Stanley почти в два раза поднял их оценку - и главный вклад здесь внес Starlink. Рынок, похоже, в него поверил, а так как конкурентов в ближайшее время не просматривается, то никто, вроде бы, не мешает SpaceX снимать с него вкусные сливки.
Помешать она может только сама себе. Ибо - как признался сам Маск, в полностью развернутом виде для поддержания группировки в работоспособном состоянии девятки им уже не хватит. Им нужен Старшип, который сможет выводить на НОО спутники "вагонами".
То есть они завязались на Старшип - и это самое, наверное, спорное их решение.
Год с небольшим назад запуск в космос бочки из нержавейки казался невозможным даже мне. Конечно же на хорошем двигателе полетит хоть небоскреб, а Раптор - двигатель очень хороший. Но, блин, мировая космонавтика за свою историю накопила какой-никакой опыт и постройка корабля из нержавейки в чистом поле там никак не числилась. Нужны ангары, чистый кондиционированный воздух, прецизионные станки и высококвалифицированные рабочие. А отнюдь не вот это...
С тех пор мнение мое изменилось. И изменили его не только и столько прыжки прототипов на 150 метров. Хотя само по себе это очень крутое достижение и не стоит его недооценивать. Сделать из сварной бочки летающий корабль, который не рассыпается от толчков, не теряет устойчивости в полете, не опрокидывается, не лопается и не трескается - я занимался расчетами металлоконструкций и поверьте на слово - работа проделана огромная и результат превосходен.
Так вот, мое мнение изменило упорство, с которым Маск и его компания работает над этим делом. Невзирая на все неудачи - а сколько у них было уже полопавшихся и взорвавшихся прототипов - они идут вперед и решают встающие перед ними задачи.
Я уже писал - решающим, во всяком случае, для меня, будет запуск на 15 км. Ибо... ибо это докажет лично мне, что такая бочка может, не рассыпавшись, добраться до орбиты.
А это, братцы, главное. На орбите-то ей особо грозить ничего не будет. Вся МКС из таких бочек состоит - только поменьше. А тут - на НОО будет очень большая, которая может вывести туда до фига всякого разного. В том числе - и весьма габаритного.
Я не буду говорить о новой эре и т.п., но будем последовательны - успех Старшипа может обнулить все, что было до них. И Ариан, и Атлас, и Протон и все остальное.
Сейчас нам весело - а будет еще веселее...
Теперь - что может этому помешать? Да много чего.
1. Изначальная порочность всей концепции. Если выяснится, что такая бочка при полете на 15 км необратимо дырявится, мнется, что она в принципе не может выдержать возникающих нагрузок, что ведет себя непредсказуемым образом, разрушается от неучтенных вибраций и т.п. Тогда нас ждет громкое фиаско лично Маска, радикальная резекция Starlinka и кризис вокруг SpaceX, из которого они могут и не выбраться.
2. Форс-мажор, связанный с проблемами (личными, медицинскими, юридическими и пр.) Маска как главного двигателя всего этого дела. С одной стороны такая персонификация бизнесу помогает, с другой - в случае, если что-то случится, возникает вопрос по поводу наследования и продолжения дела. Вспомните Аллена и его Стратоланч.
3. Форс-мажоры иного плана, например связанные с проблемами американского государства. Я не думаю, что США развалится или что-то еще в этом роде, но вот приход к власти сумасшедших, которые запретят тратить деньги на космос со счетов сбросить нельзя. Авось минет их чаша сия.
3. Падение метеорита на Бока-Чику, прилет инопланетян, восстание роботов и прочие события, которые предусмотрительный человек никогда не должен сбрасывать со счетов.
В общем, будем смотреть вперед, а не назад. Нас ждет много интересного.
Ну и напоследок - попробую ответить на некоторые основные обвинения в адрес Маска, которые порой выдвигаются в Рунете.
- Маск пилит деньги американских налогоплательщиков. Да сколько угодно - пока ему есть чем отчитываться. Тут нужно понимать, что одно дело отчитываться красивым плакатом и рассказом о том, что в 2030 году мы на Каллисто будем чаи гонять, и совсем другое - запустить пару астронавтов на МКС после того, как твоя страна девять лет возила их туда на попутках.
- Маск всего лишь повторяет то, что было сделано еще в 60-70 годы прошлого века. И слава богу. Критикам я напоминаю, что нам это тоже предстоит - в 60-70 мы запускали аппараты к Луне, Марсу и Венере, изучали кометы. Повторить эдакое сейчас было бы просто прекрасно - и лично я этого жду с нетерпением.
- Маск занимается только пиаром. Ну и молодец - привлекает внимание к космосу и поднимает его престиж у молодого поколения. К тому же Маск занимается пиаром хорошо. Сравните с Рогозиным, который тоже занимается пиаром. И, увы, занимается им много хуже.
- Маску все дали задаром - инженеров, космодром, двигатели, правительственные заказы и т.п. Ну, ребята, их ему дали и они начали работать и выдавать результат. Это что - плохо? Это хорошо. Вот если бы ему это все дали, и он половину спер, а вторую половину сломал - это было бы много хуже.
В общем резюмирую. В самом начале - когда Маск и SpaceX только начинали свой путь, многие считали, что все визионерство Маска - это чистая бизнес-стратегия, что он просто, как всякий нормальный капиталист, хочет раскрутить свою компанию и продать ее Боингу, обогатившись на этом. Но сейчас становится понятно, что они это всерьез.