В ноябре в издательстве СЛОВО выходит долгожданное продолжение книги Альфредо Аккатино "Аутсайдеры в искусстве" - "Истории непризнанных гениев". Как и в первой книге "Таланты без поклонников" Альфредо рассказывает o о художниках-аутсайдерах XX века - гениальных, самобытных, таких разных и забытых. Вы, скорее всего, не найдете ни одного из их имен в классических учебниках по истории искусства.
Публикуем главу, посвященную трагической судьбе немецкой художницы Ханны Хёх.
Ханна не была обманщицей. И, клянусь, не была стервой. Дело в том, что если мужчины правда ненавидят женщин, то представьте, как они ненавидят художниц, которые претендуют на то, что могут выйти из статуса обожательниц или «очаровательных и талантливых любовниц», как Ханна подчеркнула в одном интервью, рассуждая на тему положения женщин в среде авангардистов.
Коллеги мужчины настолько пренебрегали ею и недооценивали ее, что Ханс Рихтер определил ее просто как «хорошую девочку», которую ценили за ее способность раздобыть бутерброды и напитки во время собраний дадаистов, к которым Ханна присоединилась.
Скажем все как есть: она была одним из ведущих мастеров техники фотомонтажа — ее можно считать абсолютным первопроходцем — и, несомненно, одним из движущих умов дадаизма. И тем не менее даже Георг Гросс и Джон Хартфилд — ее друзья только на бумаге — не одобрили ее кандидатуру на участие в Первой международной дада-ярмарке 1920 года, на которой она все же стала единственной женщиной-экспонентом. Для всех она была всего лишь «женщиной Рауля Хаусмана». Реальность такова, что ее гротескные и сатиричные фотоколлажи, созданные совместно с партнером, вскрывают абсурдные противоречия культуры того времени и зависимую роль женщины, которую все же пересмотрели при Веймарской республике.
Свою четкую позицию Ханна продемонстрировала на ярмарке дада, где выставила коллаж «Разрез кухонным ножом» — жесткую критику современного общества, принижающего социальный статус женщины. На небольшой карте обозначены европейские страны, которые имеют право голоса, благодаря сопоставлению мужских и женских тел они приобретают форму двусмысленных изображений, подрывающих привычные представления о половой идентичности. Ханна вносит основополагающий вклад в технику коллажа и деколлажа, используя фотографии из популярных журналов и вставляя расписанные и доработанные куски бумаги.
Бурные и неистовые отношения с Хаусманом закончились спустя семь лет из-за его постоянных отказов оставить жену. Гений, который встряхнул мир искусства своей работой «Механическая голова» (известной также как «Дух нашего времени»), продолжал пренебрегать своей любовницей не только из-за ее желания выйти замуж, что он заклеймил как «мещанскую склонность», но также из-за ее взглядов на творчество. Такое лицемерие побудило Хёх написать в 1920 году «краткую едкую историю» под названием «Художник», в которой ключевой тезис звучит так: «Художник проваливается в глубокий духовный кризис, когда жена просит его помыть тарелки».
Ханна (Иоганна) Хёх родилась в 1889 году в Готе, в центре Германии, в буржуазной семье, которая предоставила ей возможность учиться в школе прикладного искусства в Берлине, что было редкостью по тем временам. В 1916 году она начинает работать в издательстве «Ullstein», для которого создает виньетки и иллюстрации. В 1919 году Ханна входит в круг дадистов и участвует в выставках Ноябрьской группы.
Весной 1921 года, устав от постоянного унижения, Ханна окончательно расстается с Хаусманом, разделив с ним первые смелые опыты в области фотомонтажа, который она постоянно развивала в собственном независимом стиле. Впоследствии Хаусман будет стремиться всячески преуменьшить ее роль.
Ханна путешествует по Франции и России и знакомится с голландской писательницей Тиль Брюгман, в которую она постепенно влюбляется и с которой в 1926 году переезжает в Гаагу, а затем, в 1929-м в Берлин. Их девятилетние отношения никогда не определяли как лесбийские, а называли «частными», но они вызывали негативное отношение со стороны таких пророков авангарда, как Тео ван Дусбург и Курт Швиттерс (в его доме они и познакомились). Негласное обвинение в «извращении» (что сейчас кажется невероятным применительно к художественной среде, из которой оно и берет начало), на самом деле помешает ей выставляться в течение многих лет. Ханне оперируют щитовидную железу: ее жизнь спасена, но плата за операцию превращается в кучу долгов.
В 1935-м ей уже сорок шесть лет, но несмотря на возраст, во время экскурсии по Доломитам она влюбляется в пианиста и предпринимателя Курта Маттиеса, моложе ее на двадцать один год, с которым у нее начинается то, что сегодня определили бы как «сложные отношения». Эта история принесет Ханне много боли. В 1937-м Курта приговаривают к принудительной кастрации и году заключения за сексуальные домогательства к несовершеннолетним. Об этом событии, которое ее переворачивает, от стыда она не упомянет даже в своих «Дневниках». Ханна ухитряется поручиться за него перед нацистскими властями. Выбор, который, должно быть, дается ей тяжело. В 1939 году она выходит за него замуж, но все очень быстро заканчивается.
Во время войны, к концу их отношений, Ханна отдаляется от мира в своего рода «внутреннюю эмиграцию». В изоляции, забытая, она смогла пережить режим, по ее воспоминаниям, только в своемдомике среди зелени в Хайлигензее, на окраине Берлина, где ее никто не знает как «дегенератку» и «большевичку». Ей также удается сохранить документы дадаистов и работы своих бывших друзей-художников, закопав их в многочисленных ящиках в саду. Она пишет: «Я должна была исчезнуть, как если бы я отправилась жить под землю». Одинокая, на грани нищеты, она продолжает творить только для себя, создавая в 1950-х годах маленькие, драгоценные графические работы, и учить молодых людей, «которые по-настоящему просты и бессознательны, чтобы мыслить свободно, иметь независимый и открытый взгляд». Это то, что пишет Ханна Хёх, вспоминая собственную жизнь:
«Женщине было непросто утвердиться в Германии как современному художнику. […] Большая часть наших коллег-мужчин долго продолжала относиться к нам как к очаровательным и одаренным дилетанткам, мысленно отрицая в нас хоть какой-то реальный профессиональный статус».
Она умрет 31 мая 1978 года.