Найти тему

Ханна Хёх. Женщина-художница, которую ненавидели мужчины

В ноябре в издательстве СЛОВО выходит долгожданное продолжение книги Альфредо Аккатино "Аутсайдеры в искусстве" - "Истории непризнанных гениев". Как и в первой книге "Таланты без поклонников" Альфредо рассказывает o о художниках-аутсайдерах XX века - гениальных, самобытных, таких разных и забытых. Вы, скорее всего, не найдете ни одного из их имен в классических учебниках по истории искусства.

Публикуем главу, посвященную трагической судьбе немецкой художницы Ханны Хёх.

Ханна Хёх в 1920 году с куклами, изображающими ее вымышленных дочерей Пакс и Ботту. Фотография Вилли Рёмера
Ханна Хёх в 1920 году с куклами, изображающими ее вымышленных дочерей Пакс и Ботту. Фотография Вилли Рёмера

Ханна не была обманщицей. И, клянусь, не была стервой. Дело в том, что если мужчины правда ненавидят женщин, то представьте, как они ненавидят художниц, которые претендуют на то, что могут выйти из статуса обожательниц или «очаровательных и талантливых любовниц», как Ханна подчеркнула в одном интервью, рассуждая на тему положения женщин в среде авангардистов.

Коллеги мужчины настолько пренебрегали ею и недооценивали ее, что Ханс Рихтер определил ее просто как «хорошую девочку», которую ценили за ее способность раздобыть бутерброды и напитки во время собраний дадаистов, к которым Ханна присоединилась.

Скажем все как есть: она была одним из ведущих мастеров техники фотомонтажа — ее можно считать абсолютным первопроходцем — и, несомненно, одним из движущих умов дадаизма. И тем не менее даже Георг Гросс и Джон Хартфилд — ее друзья только на бумаге — не одобрили ее кандидатуру на участие в Первой международной дада-ярмарке 1920 года, на которой она все же стала единственной женщиной-экспонентом. Для всех она была всего лишь «женщиной Рауля Хаусмана». Реальность такова, что ее гротескные и сатиричные фотоколлажи, созданные совместно с партнером, вскрывают абсурдные противоречия культуры того времени и зависимую роль женщины, которую все же пересмотрели при Веймарской республике.

Ханна Хёх. Разрезание дадаистическим кухонным ножом пивного брюха культурной эпохи Веймарской республики. 1919. Сатирический коллаж на социальную тему, составленный из вырезок из пропагандистских журналов.на ярмарке дада,
Ханна Хёх. Разрезание дадаистическим кухонным ножом пивного брюха культурной эпохи Веймарской республики. 1919. Сатирический коллаж на социальную тему, составленный из вырезок из пропагандистских журналов.на ярмарке дада,

Свою четкую позицию Ханна продемонстрировала на ярмарке дада, где выставила коллаж «Разрез кухонным ножом» — жесткую критику современного общества, принижающего социальный статус женщины. На небольшой карте обозначены европейские страны, которые имеют право голоса, благодаря сопоставлению мужских и женских тел они приобретают форму двусмысленных изображений, подрывающих привычные представления о половой идентичности. Ханна вносит основополагающий вклад в технику коллажа и деколлажа, используя фотографии из популярных журналов и вставляя расписанные и доработанные куски бумаги.

Бурные и неистовые отношения с Хаусманом закончились спустя семь лет из-за его постоянных отказов оставить жену. Гений, который встряхнул мир искусства своей работой «Механическая голова» (известной также как «Дух нашего времени»), продолжал пренебрегать своей любовницей не только из-за ее желания выйти замуж, что он заклеймил как «мещанскую склонность», но также из-за ее взглядов на творчество. Такое лицемерие побудило Хёх написать в 1920 году «краткую едкую историю» под названием «Художник», в которой ключевой тезис звучит так: «Художник проваливается в глубокий духовный кризис, когда жена просит его помыть тарелки».

Ханна (Иоганна) Хёх родилась в 1889 году в Готе, в центре Германии, в буржуазной семье, которая предоставила ей возможность учиться в школе прикладного искусства в Берлине, что было редкостью по тем временам. В 1916 году она начинает работать в издательстве «Ullstein», для которого создает виньетки и иллюстрации. В 1919 году Ханна входит в круг дадистов и участвует в выставках Ноябрьской группы.

Весной 1921 года, устав от постоянного унижения, Ханна окончательно расстается с Хаусманом, разделив с ним первые смелые опыты в области фотомонтажа, который она постоянно развивала в собственном независимом стиле. Впоследствии Хаусман будет стремиться всячески преуменьшить ее роль.

Ханна Хёх. Закалка. 1925
Ханна Хёх. Закалка. 1925

Ханна путешествует по Франции и России и знакомится с голландской писательницей Тиль Брюгман, в которую она постепенно влюбляется и с которой в 1926 году переезжает в Гаагу, а затем, в 1929-м в Берлин. Их девятилетние отношения никогда не определяли как лесбийские, а называли «частными», но они вызывали негативное отношение со стороны таких пророков авангарда, как Тео ван Дусбург и Курт Швиттерс (в его доме они и познакомились). Негласное обвинение в «извращении» (что сейчас кажется невероятным применительно к художественной среде, из которой оно и берет начало), на самом деле помешает ей выставляться в течение многих лет. Ханне оперируют щитовидную железу: ее жизнь спасена, но плата за операцию превращается в кучу долгов.

В 1935-м ей уже сорок шесть лет, но несмотря на возраст, во время экскурсии по Доломитам она влюбляется в пианиста и предпринимателя Курта Маттиеса, моложе ее на двадцать один год, с которым у нее начинается то, что сегодня определили бы как «сложные отношения». Эта история принесет Ханне много боли. В 1937-м Курта приговаривают к принудительной кастрации и году заключения за сексуальные домогательства к несовершеннолетним. Об этом событии, которое ее переворачивает, от стыда она не упомянет даже в своих «Дневниках». Ханна ухитряется поручиться за него перед нацистскими властями. Выбор, который, должно быть, дается ей тяжело. В 1939 году она выходит за него замуж, но все очень быстро заканчивается.

 Домик среди зелени в Хайлигензее, на окраине Берлина, где скрывалась Ханна Хёх и в саду которого она спрячет работы своих друзей из группы Дада и школы Баухаус.
Домик среди зелени в Хайлигензее, на окраине Берлина, где скрывалась Ханна Хёх и в саду которого она спрячет работы своих друзей из группы Дада и школы Баухаус.

Во время войны, к концу их отношений, Ханна отдаляется от мира в своего рода «внутреннюю эмиграцию». В изоляции, забытая, она смогла пережить режим, по ее воспоминаниям, только в своемдомике среди зелени в Хайлигензее, на окраине Берлина, где ее никто не знает как «дегенератку» и «большевичку». Ей также удается сохранить документы дадаистов и работы своих бывших друзей-художников, закопав их в многочисленных ящиках в саду. Она пишет: «Я должна была исчезнуть, как если бы я отправилась жить под землю». Одинокая, на грани нищеты, она продолжает творить только для себя, создавая в 1950-х годах маленькие, драгоценные графические работы, и учить молодых людей, «которые по-настоящему просты и бессознательны, чтобы мыслить свободно, иметь независимый и открытый взгляд». Это то, что пишет Ханна Хёх, вспоминая собственную жизнь:

«Женщине было непросто утвердиться в Германии как современному художнику. […] Большая часть наших коллег-мужчин долго продолжала относиться к нам как к очаровательным и одаренным дилетанткам, мысленно отрицая в нас хоть какой-то реальный профессиональный статус».

Она умрет 31 мая 1978 года.

Обложка второй книги Альфредо Аккатино "Аутсайдеры в искусстве"
Обложка второй книги Альфредо Аккатино "Аутсайдеры в искусстве"