От предыдущих десятков веков в наследство строителям коммунизма достался тип обывателя, который не умел и не желал принимать во внимание научно-теоретические доводы, заглядывать далеко вперёд, и если он «из дворницкой» видел стандарты потребления своих господ, то у большинства людей, в том числе, и пролетарского звания, никакие другие мотивы не звучали в сознании столь ясно и сильно, как желание достичь таких же высот «изячной» жизни.
И, как ни странно, на первый взгляд, живя в аскетичных условиях фабричной казармы, годами маясь в бытовках, строители небоскрёбов и вилл для олигархов, не говоря уже о жителях современных «фавел», поколение за поколением, мечтают жить не в рамках разумных потребностей, а в тех расточительных излишествах, которые олигархи считают нормой.
Ничем иным невозможно объяснить поведение многотысячных пролетарских масс в период «золотых лихорадок». Они совершенно сознательно ставили и ставят на кон саму жизнь, бредя пешком на Юкон, Клондайк, погружаются холодные воды Берингова моря, чтобы намыть золота и… кутить несколько дней подряд как киношный миллионер.
Да и тот факт, что Муссолини и Гитлеру удалось вовлечь, практически, всех пролетариев Европы в войну против СССР лозунгом: «Превратим каждого немца в рабовладельца на Востоке», доказывает наличие подобной мотивации у широких слоёв трудящихся, сознание которых не отягощено наукой.
Бухарински-горбачевский лозунг: «Обогащайся, кто как может!», при относительно стабильной обстановке НЭП и брежневского «застоя», находил понимание и явился мотивом ухода части советских граждан (в разные десятилетия), сначала, в нэпманы, кулаки, а во времена оккупации - в полицаи или во власовцы, а в последние десятилетия - в грантоеды, хотя, в основном, в челноки, гастарбайтеры во имя, как им кажется, личного сытого капиталистического будущего.
Многим современным обывателям в РФ, пока, не хватило и тридцати лет капитализма, массы личных трагедий, банкротств, кризисов, афер, чтобы осознать губительность потребительских мотивов, способных породить лишь устойчивое сокращение населения, практически во всех бывших социалистических республиках и странах, перешедших на рыночные отношения между людьми.
Их мало чему учит рост числа самоубийств, разводов, бандитизма, бездомности и беспризорности в РФ, по сравнению с СССР. Но многие, после каждого нового кризиса, всё ещё надеются, что это с ними было и случайно, и в последний раз, тем более, если они изберут совершенно нового президента.
На удержание психики масс в подобном неадекватном состоянии, на предание ложным мотивам характера «национальных традиций», ушли тысячелетия политики и множество «образовательных» стандартов от церковно-приходских до болонской «системы».
Поэтому и всего ХХ века объективно не хватило, как не хватило и грамотных пропагандистов в рядах КПСС, чтобы окончательно соединить общественное и личное бытие миллиардов людей с наукой, чтобы превзойти влияние лженаучных, мелкотравчатых мотивов, навязанных столетиями художественной, религиозной, экономической и националистической пропаганды.
41