Автор статьи: Окабаяси Согэн Шихан, основатель Хакухо-рю Айкибудо
Перевод на английский - Рассел Хаскин
Перевод на русский и адаптация - Станислав Копин
Примечание редактора: ниже приводится отредактированный отрывок из речи, произнесенной Окабаяси сенсеем на ежегодном семинаре его организации в Фукуоке несколько лет назад. Окабаяси предлагает уникальную точку зрения для обсуждения Айкидзюдзюцу, изучив Дайто-рю Айкидзюдзюцу под руководством двух его наиболее известных мастеров, покойного Такэда Токимунэ, 36-го Сокэ (сына Такэды Сокаку, 35-го преемника в этой системе, который первым популяризировал это искусство), и Хиса Такума, Менкё Кайдэн Дайто-рю (один из всего двух человек, которым Сокаку Сэнсэй присвоил это звание). Дайто-рю - это основополагающее искусство, от которого ведут свою родословную различные школы Айкидзюцу.
Очень трудно выразить Айкидзюдзюцу словами, но я приложу к этому все свои усилия. Я ожидаю, что все здесь хотят стать сильнее, но задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько именно? Достаточно ли быть лучшим или самым сильным в вашем районе? Или вы хотите быть самым сильным в своем городе? Или в штате/префектуре? Может быть, в стране? Этот тип цели я называю “относительным” желанием; оно исчезнет в то же самое время (и только тогда), когда исчезнет “относительное” существование.
В нашей организации есть люди в возрасте от пяти до восьмидесяти девяти лет, которые усердно тренируются. По этим “относительным” признакам, если бы существовала соревновательная арена, которая признавала бы 89-летних бойцов, наш 89-летний практик определенно был бы в первой полусотне в стране. Определенно, он будет первым номером в префектуре. Однако на самом деле это не тот уровень или рассуждение, с которым мы тренируемся. Это происходит потому, что Айкидзюдзюцу требует от нас держать в голове идею единственного “абсолютного” момента во времени и пространстве, который существует всего лишь долю секунды в любой относительной ситуации. Все присутствующие здесь, вероятно, в тот или иной момент своей жизни испытали осознание того, насколько распространены эти концепции относительности во всем, что мы делаем.
Айкидзюдзюцу принципиально отличается от других боевых искусств именно тем, что в нем основной упор делается не на относительные принципы, а на то, как извлечь выгоду из этого “абсолютного” момента времени и пространства, созданного в период взаимного контакта между вами и противником.
Понимание концепции того, что Айкидзюдзюцу - это не то, что требует от вас “относительной” силы, должно быть вашим первым приоритетом. Это идея подразумевает, что дело не в том, насколько вы сильны по отношению к своему противнику. Пока ваш противник является человеком, который живет в “мире относительности”, и независимо от того, насколько он силен, вы каким-то образом победите. Это очень трудный способ мышления, но без достижения понимания истин, содержащихся в нем, Айкидзюдзюцу постичь невозможно. На самом деле можно сказать, что это и есть истинный принцип Айки. Цель нашего обучения состоит в том, чтобы уловить или попытаться уловить этот абсолютный интервал времени и пространства; как созданный, так и погашенный в одно мгновение. В конечном итоге противник может быть брошен или сбит, но бросок или удержание кого-то не является целью, и полагаться на силу хотя и необходимо в практике Дзюдзюцу, становится только помехой в практике Айкидзюдзюцу.
Если бы вы могли использовать их взаимозаменяемо, вы, вероятно, стали бы очень сильными в конкуренции. Это жизненно важный момент: сёдэн (118 основных техник) в нашем Айкибудо состоит из Дзюдзюцу и поэтому затрагивает вещи, которые узнаваемы в конкурентном мире сильных; то есть “относительном мире".
Примечание редактора: Окабаяси теперь использует термин Айкибудо, а не Дайто-рю. Он изменил название, потому что почувствовал, что философские и исторические основы стиля, практикуемого во многих современных организациях, разошлись с оригиналом. Окабаяси также хотел избежать политики в искусстве и путаницы с другими группами, которые практикуют техники Айкидзюдзюцу, используя современные движения тела, или теми группами, которые родились из совершенно другого происхождения и являются схожими с Дайто-рю только по названию.
Уровень тюдэн (уровень техник выше сёдэн) Айки-но-дзюцу - это область, выходящая за пределы относительного. Обучать Айки юношу, чье тело еще не натренировано, а дух еще мягок и слаб, дело неблагодарное. Дзюдзюцу гораздо лучше для того, чтобы получить контроль над одним или двумя неразумными людьми. Люди, которые молоды и обладают силой молодости, быстро очаровываются этими сильными конкурентными аспектами Дзюдзюцу. Однако, на этом относительном уровне не стоит продвигаться дальше в своем обучении. Тренируя себя и свое тело до определенного уровня в относительном мире, вы должны начать свой поиск абсолютного мира.
Студенты Хакухо-рю также изучают это искусство, поскольку оно дополняет преподаваемое Айкидзюдзюцу. Оба также используют одни и те же принципы движения тела – расслабление внешней мускулатуры, движение по одной линии, устраняя при этом любые изгибы тела, наряду с использованием силы тяжести и внутренних шарниров тела для создания движущей силы большинства движений. Это уникальное движение, когда-то центральное для продвинутых уровней классического меча, очень отличается от движения тела, которое теперь встречается в современных боевых искусствах, включая Дзюдзюцу.
Старшие практикующие, поскольку они имеют богатый жизненный опыт, чтобы извлечь из него пользу, находятся в точке, где они могут понять идею включения этого созданного “абсолютного мира” и этого “абсолютного момента” времени и пространства в свое Дзюдзюцу. Это и есть практика Айкидзюдзюцу. Эта гибкость в техническом составе Айкибудо (использование Айкидзюдзюцу) - великолепная вещь. Несмотря на то, что мы говорим, что методы сёдэн - это Дзюдзюцу, они разработаны таким образом, что, добавляя или уменьшая силу и мощь, двигаясь быстрее или медленнее, с помощью или без использования Айки, возможны многие различные виды практики. С того момента, как кто-то входит в Хакухо-рю, мы объясняем идею Айки простым для понимания способом, разъясняем основополагающие принципы Кобудо (классического боевого искусства Японии) и включаем концепции Айки в наше Дзюдзюцу для обучения в Айкидзюдзюцу. Даже это, по-видимому, не мешает людям быть жесткими и использовать силу, и это обычно заставляет их забывать другие очень важные элементы, такие как правильные углы, чувствительность и дыхание.
Попытка украсть (понять) технику из таких вещей, как видео, не имеет смысла; вы не можете понять ничего глубже, чем точки формы, которую вы видите. Однако, даже если вы практикуете на этом низшем уровне, используя только форму и свою собственную силу, вы можете стать очень сильными в относительном мире. Если бы вы практиковали только один час в день, каждый день в течение трех лет, вы стали бы достаточно сильными. Если вы учтете тот факт, что в относительном будут существовать различные правила, вы, вероятно, могли бы подготовить уровень достаточно высокий для вас, чтобы зарабатывать на жизнь на ринге. Вы можете тренировать свое тело до довольно внушительного уровня силы, используя также сёдэн Айкидзюдзюцу. Независимо от того, насколько сильно вы тренируете мышцы своего тела, однако, это имеет мало значения, когда речь заходит об использовании Айки. Это происходит потому, что Айки - это система, созданная для отрицания силы (внешней), и поэтому невозможно оставаться в мире относительной силы и делать Айки. Кроме того, для того, чтобы вы поняли Айки, вам необходимо выйти за пределы идеи победы или поражения.
Однако, полностью признавая это, практикующие по-прежнему склонны зацикливаться на победе и поражении. В действительности именно это сосредоточение на победе и поражении создает ненужный барьер для их реального прогресса.
Я бы хотел, чтобы каждый изменил свое сознание, уходя от идеи о том, кто есть номер один, два и т. д., и попытался уловить феномены “абсолютного момента". Это преследование, которое очень отличается от других видов боевых искусств, которые соревнуются за то, кто номер один или два; 5000 или 5001.
Первым приоритетом для вас является самооборона. Там нет места для вступления относительных вопросов сильных или слабых. Скорее, независимо от того, насколько слабым может казаться человек или насколько сильным он себя выдает, вы должны тренировать свое мастерство одинаковым образом. В соответствии с этим изначально не разрешалось показывать даже одну часть техники кому-либо, кроме ваших коллег-учеников. Так было принято, потому что воины не хотели давать своему противнику возможность даже представить, какой тип техники они могли бы использовать.
Если бы противник знал вашу технику, он мог бы представить себе, как вы могли бы ответить, и исходя из этого выбрать лучший способ атаковать вас. Для того, чтобы вы могли защитить себя от любого типа противника, вы должны захватить абсолютный момент. Этот “абсолютный момент” не то же самое, что брешь в защите в вашего противника (его технике или позиции). В ответ на атаку вы должны создать это “мгновение”, вызвав определенный эффект в атакующем. Этот эффект не имеет формы, не оставляет ничего после того, как он проходит, и является чем-то, что должно исчезнуть в одно мгновение. Однако, это нечто определенно рукотворное; это произведение искусства, которое появляется лишь на мгновение. Вторым приоритетом для вас должно стать это тонкое искусство поиска способа создания “абсолютного момента".
Возможно, причина, по которой мы видим появление Айки (настоящего Айки) в Японии, заключается в традиционном образе жизни наших предков, не носящем никакого наступательного или атакующего характера. Искусства, которые содержат эти традиционные корни и следуют этим путем, - это то, что мы должны назвать кобудо. Должны ли группы Айкидзюдзюцу или Дайто-рю, которые неорганически сочетают одну технику с другой и двигаются с современными спортивными поворотами тела, действительно называть себя Айкидзюдзюцу или Дайто-рю? По крайней мере, мы не должны путать себя с этими людьми, которые копируют только внешний слой своей техники.